Тема: Экономическая роль государства

План:

1. Государство в экономической системе общества.

2. Государственное регулирование экономики.

3. Экономическая политика государства.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И КАТЕГОРИИ

Государство как экономический субъект, государственная предпринимательская деятельность, функции государства, правовая функция, протекционистская функция, стабилизационная функция, социальная функция, государственная собственность, государственный сектор экономики, государственное регулирование экономики, субъекты госрегулирования, объекты госрегулирования, цели госрегулирования, прогнозирование экономики, программирование экономики, административные методы, экономические методы, методы прямого воздействия, методы косвенного воздействия, экономическая политика государства, принципы экономической политики государства, виды экономической политики государства.

-1-

Государство – это не только важнейший компонент политической системы общества, но и необходимый субъект его экономической жизнедеятельности, регулятор общественного производства.

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль в экономическом развитии. ХХ век ознаменовался возрастанием роли государства в экономике всех стран мира. Это связано с ростом масштабов и усложнением процессов и связей в рыночном хозяйстве, появлением глобальных проблем общемирового масштаба.

С развитием общества экономическая политика государства, формы и методы государственного регулирования экономики, их интенсивность обретают свойства составной части воспроизводственного процесса, превращаются во все более значимый фактор его эффективности.

Государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах. Во-первых, как собственник и «главный предприниматель». Во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг.

В первом случае государство, являясь предпринимателем, осуществляет деятельность, которая предполагает коммерческое (то есть преследующее цель извлечения прибыли) использование объектов государственной собственности. В реальной экономике предпринимательскую деятельность осуществляют государственные предприятия различных типов – казенные и унитарные предприятия, государственные корпорации.

Государственная предпринимательская деятельность обладает рядом особенностей.

1. Государство непосредственно коммерческой деятельностью не занимается. Оно либо учреждает соответствующие хозяйственные организации, либо передает на определенных условиях действующим частным предпринимателям права по распоряжению и пользованию своим имуществом.

2. Получение прибыли не является главным критерием успешности государственного предпринимательства. Государство ответственно за функционирование не только собственного сектора, но и экономики в целом. Поэтому важное значение имеет решение и других социально-экономических задач (ускорение научно-технического прогресса, финансовая поддержка малого бизнеса, развитие отсталых регионов страны, сохранение и увеличение числа рабочих мест, обеспечение экономической безопасности и др.).

Государство включено в систему экономических отношений и как крупный потребитель продукции. Это правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, медицинские, научно-исследовательские), военную продукцию. Государство осуществляет до 30 % закупок на всех рынках, в том числе до 100 % военной и более 80 % аэрокосмической продукции. Госзаказ привлекает предприятие гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать государственное промышленное и исследовательское оборудование, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.).

Государство, как субъект экономических отношений, на основании своей власти связывает между собой интересы различных социальных групп и индивидов, побуждает их к действию для достижения общезначимых целей.

Образующие всякое общество индивиды разобщены по многим признакам: физическим, психологическим, культурным, социальным, профессиональным, национально-этническим, религиозным. Именно поэтому они преследуют различные цели и руководствуются различными, порой диаметрально противоположными интересами. Государство, как форма организации общества, воплощает в себе и выражает его общий интерес, сводящийся как минимум к обеспечению безопасности общества, к сохранению его целостности, независимости, его культурно-исторической индивидуальности. У общества нет иных институтов, которые бы выражали и защищали интересы различных слоев и социальных групп с такой полнотой, как это делает государство.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государство является субъектом, носителем всеобщего интереса, его защитником и гарантом.

Выявление роли государства в экономике связано с раскрытием его функций. Функция государства – это совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, осуществляемых государством и его организациями.

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

1. Правовая, регламентирующая порядок организации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами.

2. Протекционистская (защитная), обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей народного хозяйства.

3. Стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер. Обострение социально-экономических проблем, наиболее рельефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х годов ХХ столетия, обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией –стабилизатора общественного воспроизводства. Потребность в ней обусловливается необходимостью компенсации «провалов» рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирования экономического роста, обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре производства, противодействия инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в экономике: регулирование социальных последствий циклических перепадов производства; активные мероприятия, позволяющие сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; внедрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.

4. Хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности – объектов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (производство общественных товаров, распределение ресурсов и т.д.).

5. Перераспределительная,направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций. В современных условиях заметно усложняется даннаяфункция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель - способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Как следствие этого – расширяется сфера ее действия, включающая процессы воспроизводства основного капитала, становления малого бизнеса, обновления отраслевой структуры производства, развития региональных хозяйственных систем и др. Приоритетной становится задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обеспечить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности.

6. Социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил. Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение в 60 гг. ХХ века в качестве самостоятельной социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); социально-трудовые отношения.

Неотъемлемый компонент хозяйственной функции государства в рыночной экономике – управление «своей» собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и отчуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности, развитию государственного сектора.

Для понимания роли государственной собственности в современной рыночной экономике необходимо, прежде всего, обозначить основные сферы ее хозяйственного использования. Таковыми являются отрасли:

- определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли производственной инфраструктуры;

- требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);

- с пролонгированным, т.е. сдвинутым во времени получения, эффектом: фундаментальная наука, аэрокосмическая техника и технология;

- обеспечивающие воспроизводство рабочей силы: образование, культура, здравоохранение, т.е. отрасли социальной инфраструктуры.

Следует отметить, что речь не идет о монопольном положении государства в названных отраслях, поскольку и частный капитал может быть представлен предприятиями транспорта, связи, учреждениями образования, культуры и др.

Процесс формирования и расширения государственной собственности осуществляется тремя путями: 1)национализация частных предприятий; 2)государственное строительство, т.е. создание новых объектов за счет госбюджета; 3 )осуществление финансовых инвестиций (покупка государством акций частных корпоративных структур).

В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной мере входят: земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, предприятия электроэнергетики, газовой, угольной, сталелитейной промышленности, военные объекты, воздушный транспорт, почта, железные дороги, телекоммуникации и т.д. Составной частью государственного сектора являются учреждения и организации социальной сферы.

Величина госсектора в каждой из стран различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов, в том числе: исторически сложившимися условиями и культурными традициями страны, качественным состоянием экономики на данном временном этапе ее функционирования, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики.

Значение госсектора в экономике, как правило, оценивается по его доле в: численности занятых в экономике, валовых капиталовложениях в основные фонды, капитале отдельных отраслей. Влияние госсектора на развитие экономики определяется его вкладом в создание ВНП, размерами перераспределения и потребления ВНП.

-2-

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и трудовыми ресурсами, централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер.

Государственное регулирование экономики это - совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государство и созданные при его участии органы осуществляют управленческое воздействие на экономическую жизнь общества. Обратим внимание на особенности такого воздействия в рыночной экономике.

Во-первых,оно является избирательным, т.е. направленным наопределенные параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы (что, как и для кого производить) решает рынок.

Во-вторых, характер такого воздействия варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующегоего ограниченные (временно или постоянно) возможности.

В-третьих, его объектами выступают как экономика в целом, так и условия деятельности, экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов.

В-четвертых, оно имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии способов и средств воздействия на экономику.

В-пятых, ожидаемый результат задается не жесткими количественными показателями, а фиксирует направление деятельности экономических субъектов, траекторию их развития, соответствующую целям экономической политики.

В качестве субъектов госрегулирования, т.е. тех, кто вырабатывает его стратегию и тактику, осуществляет необходимые практические действия, выступают прежде всего органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

Названные участники выступают в двух формах: персонифицированной, когда решения принимаются конкретными должностными лицами (Президентом страны, Главой кабинета министров, управляющим центральным банком, губернатором) и ассоциированной, представленной коллективными органами (федеральным и местными парламентами, правительствами).

Для современного общества характерно наличие и других субъектов регулирования экономики. Ими являются: органы, создаваемые из представителей исполнительной власти, союзов предпринимателей и профсоюзов для регулирования социально-трудовых отношений; различного рода комитеты по поддержке или развитию отдельных отраслей и регионов из представителей соответствующих министерств, местных органов власти, союзов предпринимателей. Названные субъекты заняты преимущественно консультативной деятельностью, но нередко участвуют в принятии решений по важным вопросам экономического и социального характера (например, определение минимально допустимого перечня социальных гарантий, которые должны быть отражены в тарифных соглашениях и коллективных договорах).

В развитых странах существует практика создания организаций, имеющих так называемый общественно-правовой статус. Им передаются некоторые задачи управления, ранее входившие в компетенцию государственных институтов (например, в ФРГ к ним относятся региональные управления по страхованию, система местных больничных касс, в Швейцарии - агентство по поддержке общественного транспорта и др.). Заметно в последнее время активизировалась роль экспертных, консультативных советов. В них наряду с сотрудниками правительственных органов входят ученые, представители различных объединений, фондов, общественных движений. Их рекомендации учитываются при подготовке решений, принимаемых государственными органами.

В характеристике субъектов, необходимо учитывать и состав агентов экономики, которые испытывают управленческое воздействие государства. Последние имеют разный социально-экономический статус: собственники и предприниматели разных секторов экономики, наемные работники, домохозяйства, государственные и муниципальные служащие.

Объектами госрегулирования выступают как экономика в целом, так и сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено государственное воздействие. Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, структура производства (секторальная, отраслевая, региональная), занятость населения, денежное обращение, платежный баланс, социальные отношения, экология, внешнеэкономические связи.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов регулирования обусловливает и множество разнообразных целей, основными из которых являются: обеспечение социально-экономической стабильности в обществе, достижение устойчивого экономического роста, повышение благосостояния народа.

Отношения, в которые вступают субъекты и другие участники регулирования, можно классифицировать по разным основаниям. Так, по составу участников выделяются отношения между: органами государственной власти по "вертикали" (например, центральным и местными правительствами) и органами государственной власти и другими экономическими субъектами.

Своеобразие характера связей между участниками выражается в возникновении социально-экономических и организационно-правовых отношений. В сферу социально-экономических отношений попадают прежде всего отношения собственности, а также трудовые, денежные, финансовые и кредитные отношения.

Организационно-правовые отношения опосредствуют введение и применение законов, процедур и норм, регламентирующих хозяйственную деятельность. Законы принимают форму ограничений (запретов) и предписаний обязательных действий экономических субъектов (например, лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности). Процедуры устанавливают порядок, действий, права и обязанности участников регулирования экономики (правила предоставления льгот по налогам, долевого участия государства в инвестиционных проектах и пр.). Нормы фиксируют обязательные параметры, которые должны быть достигнуты или соблюдены (величина ставки рефинансирования, уровень минимальной заработной платы, нормы амортизации и др.).

Неотъемлемым элементом госрегулирования экономики являются формы регулирования, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяются следующие формы государственного регулирования экономики.

Государственное прогнозирование и программирование экономики - разработка и принятие разнообразных прогнозов и программ (планов). Их назначение - дать участникам экономики информацию об ожидаемых изменениях в различных сферах общественного производства, реальном состоянии и тенденциях научно-технического, экономического и социального развития страны. Разработка прогнозов (программ) преследует различные цели: а) осуществлять желаемое развитие народного хозяйства (приоритетное развитие определенных отраслей, подъем экономики отдельных регионов и др.), б) предотвращать возникновение кризисов; в) обеспечивать новое качество процесса интеграции национальной экономики в мировую.

Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление и селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, предприятий.

Государственное потребление и государственный заказ. С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее целями являются: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис (включая мероприятия по смягчению последствий возможной безработицы); поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей (их круг включает, как правило, сельское хозяйство, транспорт, добывающую промышленность и др.); сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны (например, через финансирование затрат, связанных с содержанием бюджетных организаций и социальной защитой населения, комплексным развитием территорий и т.д.); поддержка определенных форм и видов бизнес а (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-экономических программ.

Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

Приватизация и национализация собственности - формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес (появление смешанного предпринимательства); обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций приватизируемых предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

Под национализацией понимается не только появление государственной собственности в результате акта отчуждения частной, но и создание государством "своих" предприятий. Национализация становится необходимой для: "оздоровления" отраслей, отдельных предприятий, играющих ключевую роль в национальной экономике; укрепления или восстановления государственной монополии на производство и продажу определенных товаров; внедрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу от инвестиций; поддержание определенного уровня занятости (увеличение числа рабочих мест); усиления государственного контроля за процессами структурной перестройки экономики; ограничения экономической власти крупных монополий; предотвращения (снижения) угроз экономической безопасности страны.

Использование государственной собственности в достижении целей регулирования экономики осуществляется в двух вариантах. При первом - госпредприятия в принципе не ориентируются на извлечение прибыли. Главным для них является оказание льготных услуг частному бизнесу и таким образом создание предпосылок для его устойчивого функционирования и развития.

Другой вариант, напротив, предполагает использование собственности государства в качестве активно функционирующего капитала, рентабельность которого может быть сопоставима с частным сектором экономики. В этом случае государство выступает в качестве предпринимателя.

Важный компонент государственного регулирования - его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы и осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические. Административные - основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими (что и как надо сделать в обязательном порядке), влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др.

По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия. Первые предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления деятельности государственных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль над финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; планирует и обеспечивает исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование, помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.).

Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для отдельных товаров), внешнеэкономическую политику (введение системы внешнеторговых тарифов и квот) государства.

Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства.

Косвенное регулирование осуществляется, прежде всего, через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую политику, внешнеэкономическую политику государства. Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит"), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы (например, стимулирующие становление и развитие малого бизнеса).

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке, расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки, варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов, страхование экспортных кредитов, кредитование перспективных отраслей и др.

В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др. Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически - через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играет политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.

-3-

Экономика представляет собой реальный экономический базис общества, систему исторически определенных производственных отношений. Формируясь на основе развития производительных сил, экономика оказывает определяющее воздействие на политику, идеологию, мораль соответствующей эпохи.

Взаимодействие экономики и политики определяется соотношением объективного и субъективного. Экономика является первичной и определяющей, а политика производной от нее, но оказывающей вместе с тем активное обратное воздействие на формирование и развитие экономического базиса. Это воздействие осуществляется через постановку целей развития, систему методов управления экономическими и социальными процессами.

Положение об определяющей роли экономики нельзя понимать упрощенно, выводя из нее каждый шаг политической деятельности. На политические решения и действия влияют различные факторы: исторические условия и национальные особенности, международная обстановка, индивидуальные черты политических деятелей. В свою очередь действенность и эффективность политического курса находится в прямой зависимости от того в какой мере он опирается на объективные экономические законы, учитывает особенности их проявления и механизм действия.

Ведущая роль экономики, являясь глобальной закономерностью общественного развития, не исключает возрастание роли субъективных факторов экономического развития, государственного регулирования и управления. Единство экономики и политики находит свое выражение в экономической политике.

Экономическая политика государства - это совокупность научных положений, целей, задач, средств и практических мер, с помощью которых правительство воздействует на экономическую жизнь общества.

Цели фиксируют направления качественных и количественных изменений в экономической системе общества (например, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости, стабильности уровня цен, устойчивости национальной валюты и др.).

Средствами достижения целей выступают методы и инструменты государственного регулирования. Их применение связано с мобилизацией и использованием государством определенных материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов. Оценка требуемых ресурсов, с одной стороны, производна от сложности целей, с другой, - является ограничителем их количественных характеристик. Она должна содержать не только объем потребности в разных видах ресурсов, но и источники их формирования (государственный бюджет, частные инвестиции, внешние займы и пр.).

Неотъемлемым компонентом экономической политики являются принципы ее разработки и осуществления. К важнейшим из них могут быть отнесены следующие принципы:

- научности. Политика должна основываться на научном анализе объективных экономических отношений, присущих им законов, общемировых тенденций общественного развития и специфических условий конкретной страны;

- реалистичности. Учет реальных для планируемого периода возможностей развития и продуктивного использования экономического потенциала страны – необходимая предпосылка успешности политики;

- сценарного подхода. Обеспечивается проработкой вариантов изменений

условий и факторов, определяющих ключевые параметры экономики. Сценарии учитывают, как позитивное, так и негативное развитие событий. Последнее может продуцировать не только сдвиги в сроках, но и последовательности, масштабах и характере перемен;

- увязки текущих, среднесрочных и долговременных целей развития национальной экономики. Его реализация предполагает сочетание концептуального видения будущего состояния экономики с конкретизацией рубежей, достигаемых ею на каждом этапе реализации экономической политики;

- системности преобразований, т.е. их взаимосвязанного осуществления. Это необходимо для обеспечения управляемости и сбалансированности экономики.

Экономическая политика отражает не только объективные условия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы общества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических связей страны.

Особенности экономической политики российского государства связаны, например, с необходимостью: преодоления привычных стереотипов поведения экономических субъектов, сформировавшихся в условиях прежней административно-командной системы хозяйствования; создания единых для всех условий деятельности, когда не личные связи владельцев и менеджеров бизнеса определяют его финансовое состояние, а уровень эффективности хозяйствования; повышения роли факторов интенсивного типа в результатах общественного производства и др.

Сложная структура экономической системы, многообразие целей, объектов и форм государственного регулирования обусловливают разработку множества видов экономической политики. В их числе: антициклическая, фискальная, денежно-кредитная, политика занятости, доходов, антиинфляционная, антимонопольная, социальная, промышленная, научно-техническая и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какова роль государства как экономического субъекта?

2. Какие функции выполняет государство в рыночной экономике?

3. В каких преимущественно отраслях функционирует государственная собственность в развитых странах? Чем это вызвано?

4. Почему государственное регулирование экономики оказывается не только возможным, но и необходимым?

5. В чем состоят особенности управленческого воздействия государства на экономику?

6. Каковы формы и методы госрегулирования экономики?

7. На каких принципах строится экономическая политика государства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: