Профессиональные и личностные качества учителя-олигофренопедагога

Для успешной работы с умственно отсталыми учащимися на уроках трудового обучения в младших классах большое значение имеет профессиональная компетентность учителя. В данном слу­чае это подразумевает высокий уровень технологических знаний в рамках программы трудового обучения, безупречное владение инструментами, безукоризненное выполнение трудовых опера­ций. На уроках учитель должен уметь работать с различными ви­дами традиционных и нетрадиционных материалов, знать новые технологии их обработки.

Кроме того, педагог обязан в совершенстве владеть методикой преподавания трудового обучения. При подготовке к урокам труда учитель должен умело пользоваться психолого-педагогической и методической литературой, правильно выбирать тип урока, ста­вить нужные цели и задачи, рационально распределять учебное время. На уроке важно использовать наиболее эффективные мето­ды и приемы обучения, уметь организовать самостоятельную ра­боту учащихся. Учитель должен знать, как необходимо работать с разнообразными пособиями, в какой последовательности обучать детей умению ориентироваться в задании, планировать предстоя­щую работу, каким образом сформировать у них трудовую про­грамму действий, в какой момент необходимо провести дополни­тельный инструктаж и т.д. Однако этого недостаточно для реали­зации главной функции педагога. Первостепенное значение для учителя-дефектолога имеют его личностные качества. Недаром го­ворят, что хороший учитель всегда добрый, чуткий, вежливый, понимающий. Он любит детей, доверяет им, справедлив в своих оценках и суждениях.

Обязательное качество для олигофренопедагога — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как к высшей ценности на зем­ле, независимо от наличия у него каких-либо дефектов развития. Умственно отсталый ребенок, так же как и ребенок, нормально развивающийся, нуждается в любви, понимании, сочувствии, ува­жении со стороны взрослого. Гуманизм проявляется не только в озабоченности судьбой ребенка с интеллектуальными проблема­ми, развитием его личности, но и в искреннем желании помочь этим детям справиться с трудностями в обучении и поведении. Поэтому зачастую добрый взгляд, поглаживание по голове, ласко­вое слово, одобрительный жест значат не меньше, чем целая педа­гогическая методика. Педагог-дефектолог должен обладать душев­ной чуткостью, педагогической зоркостью, позволяющими ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя прихо­дить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Учитель — эталон для подражания, он должен быть носителем высокой личной культуры. Поэтому такие качества, как дисциплинированность, справедливость, эмоциональная уравновешен­ность, аккуратность, опрятность, высокий уровень речевой куль­туры, должны быть свойственны любому педагогу, а учителю-дефектологу в особенности.

Уроки трудового обучения несут большую эстетическую на­грузку. Педагог помогает детям понять и почувствовать как есте­ственную красоту окружающего мира, гармонию природы, так и рукотворную красоту. Поэтому знание приемов выразительного показа определенных чувств, умение использовать в своей дея­тельности выразительные средства языка, жестов являются неос­поримой составляющей педагогического мастерства.

Сугубо профессиональными следует считать такие черты ха­рактера педагога-дефектолога, как спокойствие, самообладание, уравновешенность, сдержанность. Эти качества дают учителю воз­можность успешно управлять поведением и деятельностью умствен­но отсталых детей. Учитель в самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспита­тельном процессе. Учащиеся не должны видеть растерянность, бес­помощность учителя, ему необходимо постоянно контролировать свои действия и поведение.

Трудолюбие, высокая организованность и оптимизм, вера в предстоящий успех позволяют учителю добиваться высоких ре­зультатов в работе с умственно отсталыми детьми.

Примерный перечень вопросов для устного контроля/самоконтроля усвоения лекционного материала:

1. Расскажите о роли учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках труда.

2. Какое значение имеет выявление трудовых возможностей учащихся для психофизического развития?

3. Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать учитель-олигофренопедагог?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: