ствоваться первой заповедью старого врачебного кодекса: <Не навреди!>
В течение многих лет подростков и юношей запугивали страшными
Последствиями мастурбации (онанизма), которая якобы ведет к импотенции,
Ухудшению памяти и даже безумию. Сегодня ученым-медикам ясно, что это
Неверно. В ранней юности мастурбация среди мальчиков является массовой.
Девочки начинают мастурбировать позже и делают это менее интенсивно.
Как пишет профессор А. М. Свядощ, <умеренная мастурбация в юно-
Шеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она
Способствует снижению повышенной половой возбудимости и является без-
вредной>.
Что же касается ее психологических последствий, то наибольшую опас-
Ность представляет именно чувство вины и страха, вызванное запугиванием.
Пытаясь бороться с этой <дурной привычкой> (самое мягкое выражение,
Употребляемое взрослыми), юноша обычно, как миллионы людей до него (но
Он-то этого не знает), терпит поражение. Это вызывает у него сомнение в
Ценности собственной личности и особенно волевых качеств, снижает само-
Уважение, побуждает воспринимать трудности и неудачи в учебе и общении
как следствия своего <порока>.
Применительно к подросткам и юношам тревожить должен не сам факт
Мастурбации (так как она массова) и даже не ее интенсивность (так как ин-
дивидуальная <норма> связана с половой конституцией), а только те случаи,
Когда мастурбация становится навязчивой, вредно влияя на самочувствие и
Поведение старшеклассника. Однако и в этих случаях онанизм большей частью
Бывает не столько причиной плохой социальной адаптации, сколько ее симп-
Томом и следствием. Этот вопрос имеет принципиальное значение для педаго-
Гики. Раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительности, замк-
Нутости подростка, все силы направлялись на то, чтобы отучить его от этой
Улучшить его коммуникативные качества, помочь занять приемлемое положе-
Ние в обществе сверстников, увлечь интересным коллективным делом. Как
Показывает опыт, эта позитивная педагогика гораздо эффективнее.
Наряду с подлинными увлечениями во взаимоотношениях юношей и
Девушек очень много придуманного. Ухаживание, обмен записочками, первое
Свидание, первый поцелуй важны не только и не столько сами по себе, как
Ответ на собственную внутреннюю потребность старшеклассника, сколько как
Определенные социальные символы, знаки повзросления. Как младший под-
Росток ждет появления вторичных половых признаков, так юноша ждет, когда