Близость оказывается крайняя взаимозависимость матери и сына; отчасти она
Удобна обоим: мама чувствует себя нужной, неодинокой, а сын удовлетворяет
Свою потребность в душевном комфорте и безопасности.
И вот уже Миша предпочитает сидеть дома, потому что с мамой уютно и
Спокойно; без мамы не садится за уроки, без указаний не сходит в магазин за
Хлебом и не уберет за собой чашку. Правда, маму уже раздражает такая безыни-
Циативность и зависимость Миши, но то, что эти черты она сама воспитала и
Продолжает способствовать их дальнейшему развитию, мама не замечает. В этом,
Как и во многих других случаях, необходим настоящий переворот в поведении
Матери, в ее видении другого человека, отношении к нему. Закрепление, фиксация
Действнтспьньп тпудппгтоЛ nnrmn noFiouvn /чпппот ппЛппг-ти-п minann nr,n,i,w,.n
Родительская любовь питает, растит, но может и поглощать, пожирать
Ребенка. Нередко это случается, когда в силу определенных жизненных обстоя-
|
|
Тельств мать видит в ребенке единственно близкое ей существо или отец - свое
второе <я>.
Подобная любовь может стать тяжким бременем для обоих, особенно если
Ребенок не способен реализовать родительские ожидания.
...Мама 15-летней Кати страдает из-за отчужденности с дочерью: <Думала,
Растет родная душа, близкий мне человек, будет с кем поделиться знаниями,
Опытом, к кому прислониться. Теперь вижу - вырос и живет со мной чужой
человек>. Маме очень хотелось посещать с дочерью концерты, вместе прочиты-
Вать и обсуждать любимые книги - дочка же предпочитает компанию сом-
Нительных, по мнению мамы, друзей, учится посредственно, читать не любит.
Мама росла в семье, где девизом было <надо и должно>, а дочка <предпочитает
жить иначе - легко, интересно>. Сама мама была благодатным, послушным
Материалом в руках своей властной, деспотичной матери. И вот спустя многие
Годы, став матерью, попробовала воспроизвести уже известную ей воспитательную
Схему, но вот беда - дочка сопротивляется, абсолютно не переносит нажима,
Просто впадает в бешенство. Подвижная, веселая, общительная, она любит го-
Товить, шить, в школе с удовольствием занимается общественной работой, а
Духовные интересы у нее, по мнению матери, не развиты.
Известно, что семейные воспитательные традиции передаются из поколения
В поколение. Однако индивидуальность ребенка порой ставит под сомнение приго-
Дность семейных традиций по отношению к данному конкретному ребенку. Отказ