Структура и содержание учебной дисциплины. 2. 1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы вид учебной работы объем часов максимальная учебная нагрузка (всего) 72

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:  
лабораторные работы Не предусмотрены
практические занятия 24
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
В том числе:
  • Аналитическая работа в области:
- востребованности рынка труда; - причин построения карьеры; - самоанализа собственного личностного и профессионального развития; - составление аналитической таблицы.
  • Разработка проекта своей профессиональной карьеры;
  • сбор информации из различных источников;
  • заполнение образцов кадровых документов;
  • составление коллажа.
4 2 8 2 2 2 2 2
Итоговая аттестация в форме текущих оценок и «Накопительного ПОРТФОЛИО».

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«эффективное поведение на рынке труда»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения  
         
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения  
         
Тема 1. Анализ современного рынка труда Содержание учебного материала  
  З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации. Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка труда РФ. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Региональные особенности рынка труда. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе.      
  Практическое занятие №1 (У.1. –давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда). Аргументированная оценка степени востребованности специальности (по которой обучаются студенты) на региональном рынке труда. Разработка творческого коллажа по теме: «Я и моя будущая профессия».      
Самостоятельная работа Проведение анализа востребованности рынка труда в разрезе профессии, по которой обучаются студенты (привести не менее трёх аргументов, почему данная профессия востребована или недостаточно востребована) на рынке труда УР.      
Тема 2. Тенденции развития мира профессий Содержание учебного материала  
  З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации. Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий,предложенная Е.А.Климовым. Основные типы профессий, их характеристика.      
  Практическое занятие №2 (У.10. –анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении). Обсуждение и анализ профессиональной пригодности в контексте психологии (по Е.А. Климову). Определение готовности к профессиональной деятельности, с использованием методик: «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов).      
Самостоятельная работа Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий (гендерный аспект).    
Тема 3. Понятие карьеры и карьерная стратегия Содержание учебного материала  
   
  З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации. Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальна, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры и мотивы карьерного роста.      
  Практическое занятие №3 (У.9. –объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры). Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности. Просмотр и обсуждение видеофильма «От мечты к реальности».      
Самостоятельная работа Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к профессии», по которой студенты заканчивают обучение.      
Тема 4. Проектирование карьеры Содержание учебного материала  
  З.2. – как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации. Понятия проект и проектирование. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Этапы проектирования. Замысел проекта и личностное самоопределение автора проекта.      
  Практическое занятие №4 (У.8. – оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»). Планирование своей профессиональной карьеры. Самоанализ умений и способностей. Определение вариантов построения своей карьеры. Упражнение «Мои достижения (на фактический момент времени)». Упражнение «Цели карьеры».      
Самостоятельная работа Формулирование запросов на свои внутренние резервы для построения профессиональной карьеры. Проведение самооценки своих сильных и слабых сторон. Составление шкалы своих умений и склонностей. Составление проекта «Проектирование профессиональной карьеры».      
Тема 5. Принятие решения о поиске работы Содержание учебного материала  
  З.4. –обобщенный алгоритм решения различных проблем. Проблемы, стоящие перед соискателем. Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы. З.1. –источники информации и их особенности. Каналы распространения сведений о себе: объявление, помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами.      
  Практическое занятие №5 (У.3. –задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу). Просмотр и обсуждение видеофильма «Как найти работу», «Трудоустройство молодежи». Составление своей характеристики.      
Самостоятельная работа Составление своей характеристики в качестве ресурса будущего молодого специалиста.      
Тема 6. Правила составления резюме Содержание учебного материала  
  З.8. –выбор оптимальных способов презентации полученных результатов. Цели написания резюме. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем.      
  Практическое занятие №6 (У.5. –составлять резюме с учетом специфики работодателя; У.4. –составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем). Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Обсуждение полученных результатов. Телефонные переговоры с потенциальным работодателем в модельной ситуации.      
Самостоятельная работа Составление сопроводительного письма и заметки по предварительному телефонному разговору с потенциальным работодателем.      
Тема 7. Посредники на рынке труда. Содержание учебного материала  
  З.6. –выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения). Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Типы кадровых агентств. Составление объявления о поиске работы. Работа с ответами на свое объявление.      
  Практическое занятие №7 (У.2. –аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы). Составление аналитической таблицы по систематизации информации об источниках информации о работе и потенциальных работодателях. Самостоятельно задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу.      
Самостоятельная работа Собор и анализ информации о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности. Составление списка потенциальных работодателей. Привести не менее трех аргументов целесообразности использования элементов инфраструктуры рынка труда для поиска работы.      
Тема 8. Прохождение собеседования Содержание учебного материала  
  З.7. –способы предоставления практических результатов. Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективной самопрезентации.      
  Практическое занятие №8 (У.6. –применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;У.7. – корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя). Просмотр и обсуждение видеофильма «Как пройти собеседование». Деловая игра «Самопрезентация» - проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»).      
Самостоятельная работа Составление самопрезентации, подготовка к деловой игре.      
Тема 9. Правовые аспекты трудоустройства и увольнения Содержание учебного материала  
  З.5. - как происходит процесс доказательства. Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы.      
  Практическое занятие №9 (У.11. -давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами). Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач). Анализ типичных ошибок при ведении кадровой документации.      
Самостоятельная работа Заполнение образцов кадровых документов (личный листок по учету кадров, личная карточка, заявление).      
Тема 10. Адаптация на рабочем месте. Содержание учебного материала  
  З.6. -выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения. Адаптация: сущность, проблемы, виды, время адаптации. Степень адаптации сотрудников к трудовой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Структура процесса адаптации молодых специалистов к работе на предприятии.      
  Практическое занятие №10 (У.6. -применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях). Тренинг «Уверенное поведение».      
Самостоятельная работа Составление алгоритма собственной адаптации к профессиональной деятельности в организации.      
Тема 11. Развитие коммуникативных качеств личности Содержание учебного материала  
  З.6. - выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения. Организационная культура и деловой этикет. Деловое общение. Язык мимики и жестов. Техники активного слушания. Конфликты и способы их разрешения.      
  Практические занятия №11 (У.10. -анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении). Тренинг «Деловое общение». Диагностика коммуникативных и организаторских способностей по методике «КОС». Обсуждение стратегий поведения в различных конфликтных ситуациях.      
Самостоятельная работа Описание возможной конфликтной ситуации между сотрудником и руководителем (сотрудником и сотрудником). Продумать свою стратегию поведения в данной ситуации.      
Тема 12. Формирование деловых качеств личности Содержание учебного материала  
  З.6. -выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения. Имидж делового человека. Эффективное и рациональное использование времени. Правила этики служебных отношений. Эффективное взаимодействие с руководителем и коллегами по работе.      
  Практическое занятие №12 (У.6. -применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях). Тренинг «Эффективное взаимодействие».      
Самостоятельная работа Составление коллажа на тему: «Я и моя профессиональная карьера через десять лет»      
Всего аудиторных занятий:      
             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: