Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем
часов
| Уровень освоения
| |
|
|
|
| |
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| |
|
|
|
| |
Тема 1. Анализ современного рынка труда
| Содержание учебного материала
| |
| З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации.
Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка труда РФ. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Региональные особенности рынка труда. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе.
|
|
| |
| Практическое занятие №1 (У.1. –давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда).
Аргументированная оценка степени востребованности специальности (по которой обучаются студенты) на региональном рынке труда. Разработка творческого коллажа по теме: «Я и моя будущая профессия».
|
|
| |
Самостоятельная работа
Проведение анализа востребованности рынка труда в разрезе профессии, по которой обучаются студенты (привести не менее трёх аргументов, почему данная профессия востребована или недостаточно востребована) на рынке труда УР.
|
|
| |
Тема 2.
Тенденции развития мира профессий
| Содержание учебного материала
| |
| З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации.
Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий,предложенная Е.А.Климовым. Основные типы профессий, их характеристика.
|
|
| |
| Практическое занятие №2 (У.10. –анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении).
Обсуждение и анализ профессиональной пригодности в контексте психологии (по Е.А. Климову). Определение готовности к профессиональной деятельности, с использованием методик: «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов).
|
|
| |
Самостоятельная работа
Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий (гендерный аспект).
|
| |
Тема 3.
Понятие карьеры и карьерная стратегия
| Содержание учебного материала
| |
| |
| З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации.
Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальна, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры и мотивы карьерного роста.
|
|
| |
| Практическое занятие №3 (У.9. –объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры).
Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности. Просмотр и обсуждение видеофильма «От мечты к реальности».
|
|
| |
Самостоятельная работа
Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к профессии», по которой студенты заканчивают обучение.
|
|
| |
Тема 4.
Проектирование карьеры
| Содержание учебного материала
| |
| З.2. – как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации.
Понятия проект и проектирование. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Этапы проектирования. Замысел проекта и личностное самоопределение автора проекта.
|
|
| |
| Практическое занятие №4 (У.8. – оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»).
Планирование своей профессиональной карьеры. Самоанализ умений и способностей. Определение вариантов построения своей карьеры. Упражнение «Мои достижения (на фактический момент времени)». Упражнение «Цели карьеры».
|
|
| |
Самостоятельная работа
Формулирование запросов на свои внутренние резервы для построения профессиональной карьеры. Проведение самооценки своих сильных и слабых сторон. Составление шкалы своих умений и склонностей. Составление проекта «Проектирование профессиональной карьеры».
|
|
| |
Тема 5.
Принятие решения о поиске работы
| Содержание учебного материала
| |
| З.4. –обобщенный алгоритм решения различных проблем.
Проблемы, стоящие перед соискателем. Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы.
З.1. –источники информации и их особенности.
Каналы распространения сведений о себе: объявление, помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами.
|
|
| |
| Практическое занятие №5 (У.3. –задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу).
Просмотр и обсуждение видеофильма «Как найти работу», «Трудоустройство молодежи». Составление своей характеристики.
|
|
| |
Самостоятельная работа
Составление своей характеристики в качестве ресурса будущего молодого специалиста.
|
|
| |
Тема 6.
Правила составления резюме
| Содержание учебного материала
| |
| З.8. –выбор оптимальных способов презентации полученных результатов.
Цели написания резюме. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем.
|
|
| |
| Практическое занятие №6 (У.5. –составлять резюме с учетом специфики работодателя; У.4. –составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем).
Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Обсуждение полученных результатов. Телефонные переговоры с потенциальным работодателем в модельной ситуации.
|
|
| |
Самостоятельная работа
Составление сопроводительного письма и заметки по предварительному телефонному разговору с потенциальным работодателем.
|
|
| |
Тема 7.
Посредники на рынке труда.
| Содержание учебного материала
| |
| З.6. –выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения).
Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Типы кадровых агентств. Составление объявления о поиске работы. Работа с ответами на свое объявление.
|
|
| |
| Практическое занятие №7 (У.2. –аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы).
Составление аналитической таблицы по систематизации информации об источниках информации о работе и потенциальных работодателях. Самостоятельно задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу.
|
|
| |
Самостоятельная работа
Собор и анализ информации о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности. Составление списка потенциальных работодателей. Привести не менее трех аргументов целесообразности использования элементов инфраструктуры рынка труда для поиска работы.
|
|
| |
Тема 8.
Прохождение собеседования
| Содержание учебного материала
| |
| З.7. –способы предоставления практических результатов.
Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективной самопрезентации.
|
|
| |
| Практическое занятие №8 (У.6. –применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;У.7. – корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя).
Просмотр и обсуждение видеофильма «Как пройти собеседование». Деловая игра «Самопрезентация» - проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»).
|
|
| |
Самостоятельная работа
Составление самопрезентации, подготовка к деловой игре.
|
|
| |
Тема 9.
Правовые аспекты трудоустройства и увольнения
| Содержание учебного материала
| |
| З.5. - как происходит процесс доказательства.
Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы.
|
|
| |
| Практическое занятие №9 (У.11. -давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами).
Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач). Анализ типичных ошибок при ведении кадровой документации.
|
|
| |
Самостоятельная работа
Заполнение образцов кадровых документов (личный листок по учету кадров, личная карточка, заявление).
|
|
| |
Тема 10.
Адаптация на рабочем месте.
| Содержание учебного материала
| |
| З.6. -выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.
Адаптация: сущность, проблемы, виды, время адаптации. Степень адаптации сотрудников к трудовой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Структура процесса адаптации молодых специалистов к работе на предприятии.
|
|
| |
| Практическое занятие №10 (У.6. -применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях).
Тренинг «Уверенное поведение».
|
|
| |
Самостоятельная работа
Составление алгоритма собственной адаптации к профессиональной деятельности в организации.
|
|
| |
Тема 11.
Развитие коммуникативных качеств личности
| Содержание учебного материала
| |
| З.6. - выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.
Организационная культура и деловой этикет. Деловое общение. Язык мимики и жестов. Техники активного слушания. Конфликты и способы их разрешения.
|
|
| |
| Практические занятия №11 (У.10. -анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении).
Тренинг «Деловое общение». Диагностика коммуникативных и организаторских способностей по методике «КОС». Обсуждение стратегий поведения в различных конфликтных ситуациях.
|
|
| |
Самостоятельная работа
Описание возможной конфликтной ситуации между сотрудником и руководителем (сотрудником и сотрудником). Продумать свою стратегию поведения в данной ситуации.
|
|
| |
Тема 12.
Формирование деловых качеств личности
| Содержание учебного материала
| |
| З.6. -выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.
Имидж делового человека. Эффективное и рациональное использование времени. Правила этики служебных отношений. Эффективное взаимодействие с руководителем и коллегами по работе.
|
|
| |
| Практическое занятие №12 (У.6. -применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях).
Тренинг «Эффективное взаимодействие».
|
|
| |
Самостоятельная работа
Составление коллажа на тему: «Я и моя профессиональная карьера через десять лет»
|
|
| |
Всего аудиторных занятий:
|
|
| |
| | | | | | |