Состав расходов на образование и источники финансирования

К расходам на образования относятся расходы по обеспечению функционирования государственных организаций образования и республиканских органов государственного управления в сфере образования; обеспечению получения послевузовского образования; повышению квалификации и переподготовки работников организаций, финансируемых из бюджета, других работников в соответствии с законодательством; прикладным исследованиям в области образования; проведению централизованных мероприятий в области образования; изданию (подготовке, выпуску в свет, комплектованию и доставке) учебников и учебных пособий для учащихся организаций, обеспечивающих получение общего среднего образования, учебных пособий для воспитанников организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования; финансированию части расходов ведомственных дошкольных учреждений образования в соответствии с актами законодательства; иной деятельности по обеспечению функционирования государственных организаций образования.

Дошкольное образование. Расходы по обеспечению функционирования государственных учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, в том числе яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка, их структурных подразделений (пунктов коррекционно-педагогической помощи; сезонных, игровых площадок; семейных детских садов; групп интегрированного воспитания и обучения, групп для детей с особенностями психофизического развития и других групп); финансирование части расходов ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством, а также расходы на издание (подготовку, выпуск в свет, комплектование и доставку) учебных пособий для воспитанников учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Общее среднее образование. Расходы по обеспечению функционирования государственных общеобразовательных учреждений, их филиалов и структурных подразделений (включая пункты коррекционно-педагогической помощи, специальные классы для лиц с особенностями психофизического развития, классы интегрированного обучения, специализированные по спорту классы, а также классы, учебно-консультационные пункты, в которых обучение осуществляется по типовому учебному плану вечерней школы, библиотеки, учебно-опытные участки (хозяйства), производственные (учебно-производственные) мастерские, интернаты общеобразовательных учреждений, столовые, центры допризывной подготовки и другие), а также специальных учреждений образования: специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) и вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в том числе расходы по организации питания учащихся общеобразовательных учреждений.

Профессионально-техническое образование. Расходы по обеспечению функционирования государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, а также их филиалов и структурных подразделений (учебно-консультационных пунктов; специальных отделений (групп); групп интегрированного (совместного) обучения и воспитания; центров профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов; отделений (групп) по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации; отделений (групп) по трудовому обучению и профессиональной подготовке учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе расходы по организации питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования; специализированных учреждений (обособленных подразделений) производственного обучения).

Среднее специальное образование. Расходы по обеспечению функционирования государственных учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования (средних специальных учебных заведений (техникумов (училищ), колледжей)), и их филиалов, а также расходы по обеспечению функционирования структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования.

Высшее и послевузовское образование. Расходыпо обеспечению функционирования государственных высших учебных заведений (университетов, академий, институтов, высших колледжей), их структурных подразделений (филиалов, общежитий, профилакториев, докторантуры, аспирантуры (адъюнктуры) и других), а также других организаций, обеспечивающих функционирование и развитие системы высшего образования; на подготовку кадров высшей научной квалификации (аспирантура (адъюнктура), докторантура), проведение мероприятий, связанных с присуждением ученых степеней (включая разработку паспортов и программ, по которым проводятся кандидатские экзамены и зачеты), выполняемые за счет средств, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Повышение квалификации и переподготовка кадров. Расходы по обеспечению функционирования государственных учреждений (их структурных подразделений), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, а также структурных подразделений этих учреждений (аспирантур, докторантур и т.п.), расходы по повышению квалификации и переподготовке специалистов в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Внешкольное воспитание и обучение. Расходы по обеспечению функционирования государственных учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения, в том числе расходы по обеспечению функционирования государственных детских школ искусств в сфере культуры.

Прикладные исследования в области образования. Расходы на проведение прикладных исследований в области образования.

18.2 Порядок планирования расходов бюджета на содержание учреждений образования

Расходы на общеобразовательные школы можно подразделить на две основные группы:трудовые; материальные и приравненные к ним.

Трудовые затраты включают в себя следующие статьи: заработная плата, начисления на заработную плату.

В составе материальных и приравненных к ним выделяются следующие основные статьи: оплата транспортных услуг; оплата услуг связи;

оплата коммунальных услуг; расходы на ремонт зданий, оборудования.

Основными показателями, которые характеризуют объем работы школ и определяют расходы на их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество классов устанавливается по группам классов: I- IV, V-IX, X-XI и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учащихся в среднем на один класс.

Предельная наполняемость устанавливается в I-IX классах до 30 человек, в X-XI классах до 25 человек. В тоже время фактическая наполняемость классов нередко не соответствует предельной, что связано с плотностью населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где нельзя укомплектовать классы по установленным нормам классы объединяются в классы-комплекты. Класс-комплект в расчетах приравнивается к классу.

Количество классов и учащихся определяется на 1 сентября и на 1 января. Число учащихся на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю дату с учетом возможного изменения до конца текущего года. Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется с учетом приема, перевода и выпуска учащихся. Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября исполниться 6 лет. Прием в последующие классы определяется исходя из числа учащихся предшествующих классов.

Для упрощения расчетов в школе исчисляется среднегодовой контингент. Исходный контингент финансируется в течение 8 месяцев (с1 января до1 сентября), а новый – в течение 4 месяцев (с 1 сентября до конца года).

Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает зарплату учителей, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, а также дополнительные виды выплат. Расходы на оплату труда рассчитываются отдельно для педагогического, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала. Ставка заработной платы учителя устанавливается в зависимости от его квалификационной категории (при наличии высшего образования) и образования (при отсутствии квалификационной категории).

Заработная плата учителя зависит от объема учебной работы, определяемой учебными планами школ, в которых предусматривается число часов в неделю по всем предметам и по каждому классу. Полная ставка выплачивается при выполнении установленной нормы учебной нагрузки в неделю: учителям I- IV классов 20 часов, V-XI- 18 часов. Месячная заработная плата учителя определяется путем умножения ставки заработной платы на его фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную норму часов.

Фонд заработной платы учителей в смете определяется исходя из количества педставок и размера средней ставки учителя по группам классов. Эти показатели рассчитываются по данным тарификационного списка. Количество педставок по группе классов определяется как отношение объема учебной нагрузки по данной группе классов к норме нагрузки учителя для этой группы классов.

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов.

Расходы по статье «Начисления на заработную плату» представляют затраты. Связанные с уплатой взносов в Фонд социальной защиты населения.

Планирование материальных и приравненных к ним затрат осуществляется в отдельности по каждой статье расходов. Нередко на практике процесс их планирования сводится к использованию прошлогодних объемов затрат по отдельным статьям с незначительной их корректировкой на текущий момент.

18.3 Особенности планирование расходов в высших учебных заведениях

Процесс планирования затрат в любой сфере в качестве своей первоосновы предполагает изучение их состава и структуры применительно к конкретному виду деятельности.

Производство образовательных услуг – сложный динамичный процесс, характеризующийся многообразием видов деятельности: учебная; научно-исследовательская; учебно-воспитательная; административно-хозяйственная.

Многонаправленность деятельности ВУЗа определяет его сложную производственно-организационную структуру. Все подразделения Вуза (кафедры, ректорат, деканат, аспирантура, докторантура, методические кабинеты, административно-хозяйственные подразделения и т.п.) при выполнении своих функций несут определенные затраты.

Каждый из ВУЗов имеет свое содержание затрат, которое определяется формой обучения (стационарная, заочная, вечерняя), профилем учебного заведения (технический, гуманитарный, педагогический), степенью подготовки (бакалавры, магистры), и т.д.

Однако при всех отличительных особенностях затраты высших учебных заведений похожи и делятся на две основные группы: трудовые;

материальные и приравненные к ним.

Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд.

Материальные и приравненные к ним затраты это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. В их составе выделяются следующие основные статьи:

– оплата транспортных услуг;

– оплата услуг связи;

– оплата коммунальных услуг;

– расходы на ремонт зданий, оборудования.

Таким образом, процесс планирования затрат учебных заведений основан на планировании их материальных и трудовых затрат.

Одной из основных статей расходов ВУЗа являются расходы на заработную плату.

При определении планового фонда заработной платы исходят из следующей структуры персонала:

– профессорско-преподавательский состав (ППС);

– учебно-вспомогательный персонал;

– административно-хозяйственный персонал.

Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году (12).

Размер оклада на одну педагогическую ставку определяется умножением коэффициента для данной категории работника по единой тарификационной сетке на установленную Правительством ставку первого разряда. Полученный таким образом тарифный оклад дополняется системой поощрительных начислений (ученая степень, категория, стаж, персональная надбавка и т.д.).

Аналогичным образом, исходя из среднегодовой численности штатных единиц и оклада одной штатной единицы, рассчитывается плановый фонд оплаты труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала.

Планирование начислений на заработную плату основано на расчете плановых отчислений в Фонд социальной защиты населения.

Планирование стипендиального фонда осуществляется исходя из установленного государством размера стипендий и количества успевающих студентов.

Планирование материальных и приравненных к ним затрат осуществляется в отдельности по каждой статье расходов. Методика расчета планового объема затрат основана на использовании норм расхода средств на одного человека, одного студента, на одно структурное подразделение и т.п. Множественность этих норм и нормативов осложняет процесс планирования материальных затрат. Нередко на практике процесс их планирования сводится к использованию прошлогодних объемов затрат по отдельным статьям с незначительной их корректировкой на текущий момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: