ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТЬЮ КОМПАНИИ MICROSOFT5
согласно Дэвиду Тилену
1. Нанимайте умных людей, способных мыслить. Методы проведения интервью, принятые в компании, разработаны таким образом, чтобы разделить людей, умеющих думать, и простых исполнителей... У нас в Microsoft процесс интервью и окончательное одобрение кандидатур всегда производится
той же группой, что отвечает за прием на работу. Наиболее эффектные вопросы из тех, что обычно задают менеджеры компании, могут показаться весьма необычными. Почему канализационные люки имеют круглую форму? Здесь не имеет большого значения правильный ответ. Реальный интерес
представляет то, как кандидат подходит к решению проблемы. Например, люки делают круглыми, чтобы крышки не падали вовнутрь и легко откатывались, несмотря на свой вес.
2. Будьте готовы к неудачам. Работая в условиях, когда лучший способ сохранить работу состоит в том, чтобы выиграть во внутренней конкуренции, необходимо сосредоточиться на разработке новых продуктов и способов решения проблем.
4. Не делайте большого шума, когда амбициозные сотрудники совершают ошибки. Они не должны чувствовать, будто вся их карьера в компании зависит от одного-единственного промаха. В Microsoft неудачи входят в план. Если сотрудник никогда не допускает ошибок, значит он недостаточно рискует. В ряде случаев люди даже получали повышение благодаря урокам, которые они вынесли из своих ошибок.
5. Постарайтесь привить конкурентную психологию. Сотрудникам Microsoft постоянно напоминают, что их настоящие соперники — это другие компании, а не коллеги по работе. Определите цели компании, но позвольте каждому самостоятельно найти способ их осуществления.
6. Поддерживайте атмосферу стартапа. В компании-стартапе неизменно присутствует чувство необходимости добиться успеха. Пусть каждый из сотрудников песет личную ответственность за расходы. В Microsoft нет секретарей. Если для выполнения работы требуются пять человек, ее поручают четверым. Экономия помотает сотрудникам не расслабляться.
7. П усть в офисе люди чувствуют себя как дома. Создайте условия, напоминающие домашние или даже лучше, чтобы сотрудникам было приятно находиться па рабочем месте. В Microsoft каждый имеет отдельный офис и может одеваться во что пожелает. Люди могут повсюду ходить босиком — за исключением буфета. Есть прямая связь между удовольствием от работы и хорошими результатами.
Споры по поводу реальных условий работы креативных профессионалов ведут к резкому расхождению точек зрения. Концепция Джилл Фрэйзер, упоминавшаяся в главе 6, согласно которой современный офис стал "потогонным цехом для белых воротничков", делает акцент на постоянных стрессах, ужесточении сроков и утрате стабильности3. Ей противостоит идея "заботливой компании". Ее сторонники утверждают, что условия на рабочем месте становятся все более благоприятными и стимулирующими, и это прекрасно. В своей книге "Связь времен" Арли Рассел Хочшилд, социолог из университета Калифорнии, пишет о крупной компании, известной как лидер в использовании программ, направленных на достижение "баланса между работой и жизнью"4. В результате наблюдений за практикой компании и многочисленных интервью с персоналом, она пришла к удивительному открытию. Меры, применяемые компанией, отнюдь не вели к ожидаемому равновесию. Они помогали сделать карьеру наиболее приятной составляющей жизни. Таким образом, заключает Хочшилд, люди шли на работу, спасаясь от стресса в семье и других сферах своей жизни.
Другой вариант "заботливой компании" представлен в принадлежащем Эндрю Россу понятии "богемного офиса". Эндрю Росс, заведующий кафедрой американистики Нью-Йоркского университета, изучавший нью-йоркские интернет-компании в духе Силиконовой долины, утверждает, что резкий подъем новой экономики в конце 1990-х вызвал масштабные перемены на рабочем месте, ставшем "гигантской универсальной игровой площадкой для непрерывно меняющихся команд сотрудников". Вслед за Дэвидом Бруксом, с его культурной диалектикой между буржуазией и богемой, Росс делает вывод, что сам по себе современный офис приобрел некогда богемные черты.
Традиционно богемная манера присутствовала буквально во всем, от свободного стиля в одежде... до распространения в офисе общего настроения гедонизма и атмосферы вечеринки... Многие компании преподносили себя как альтернативу корпоративной Америке и усвоили все богемные привычки. Интересно, что обе эти группы не могли обойтись друг без друга. Буржуазный мир всегда нуждался в богемной изнанке, своего рода экзотическом полусвете, а богема могла определить себя только в своем отрицании буржуазных ценностей... Сам факт воспроизведения этого давно знакомого диалога в деловом мире есть нечто выдающееся'6.
Каждый из этих взглядов отражает те или иные характеристики рабочей среды "профессионалов без галстука", обсуждавшиеся в предыдущей главе, но оба они игнорируют суть вопроса. Условия работы меняются за счет того значения, какое сегодня приобретает творческая деятельность. В своем стремлении подстегнуть креативность, типичная компания одновременно оказывает большее давление на сотрудников и более внимательно относится к их потребностям. Давление растет, поскольку креативная экономика зависит от перемен и их темпа. Чтобы выжить, фирма должна регулярно превышать собственные показатели вчерашнего дня. Сотрудники обязаны постоянно поставлять новые идеи; постоянно искать и находить более быстрые, дешевые и эффективные методы работы — а это совсем не просто. Это вызывает жуткий стресс. В то же время умная фирма постарается сделать все возможное, чтобы привлечь стоящих креативных специалистов и помочь им сохранить креативность. В итоге получается что-то вроде "заботливо-потогонного цеха", но на самом деле никакою противоречия здесь нет. Просто такова реальность офиса в креативной экономике. Что касается богемных эксцессов, то с падением NASDAQ чрезмерное легкомыслие и гедонизм исчезли из офисной культуры, а их остаточные элементы испарились после 11 сентября 2001 года. Однако это не означает возвращения к существовавшему прежде положению вещей. Место работы креативного класса не является и никогда не было просто офисом старого образца, приукрашенным атрибутами богемного стиля с намеками на некую игру фантазии. Как я постараюсь развернуто доказать в главе 11, в современном мире буржуазный и богемный аспекты так тесно спаяны, что старые категории лишились прежнего содержания. Отмечу еще раз: важнейшей чертой современных условий труда является их способность мобилизовать креативность — а поиск наилучших способов решения этой задачи все еще ведется.