Ношение красной шляпы позволяет мыслителю сказать: «Вот что я чувствую в этой ситуации». Красная шляпа легитимизирует эмоции и чувства как важную часть мышления.
Красная шляпа делает чувства видимыми, чтобы они могли стать частью мыслительной карты, а также частью системы ценностей, которая выбирает путь на карте.
Красная шляпа предоставляет удобный способ включаться в режим чувств и выключаться из него, что невозможно без такого приспособления.
Красная шляпа позволяет исследовать чувства других: можно попросить их высказать свою точку зрения, надев красную шляпу.
Надев красную шляпу, человек никогда не должен пытаться оправдывать свои чувства или подводить под них логическое обоснование.
Красная шляпа охватывает два широких типа чувств. Во-первых, это привычные, знакомые всем эмоции — от сильных (страха и неприязни) до почти незаметных, таких как подозрение. Во-вторых, это сложные суждения: предчувствие, интуиция, вкус, эстетическое чувство и другие тонкие типы чувств. Если мнение содержит большую долю таких чувств, его также следует поместить под красную шляпу.
Мышление в черной шляпе
Черная шляпа служит для негативных оценок. Человек в черной шляпе указывает на неточности и ошибки, а также на несоответствие чего-либо опыту или общеизвестным фактам. Черная шляпа указывает также на причины, по которым что-либо не будет работать, делая упор на риск и опасности.
Черная шляпа не является инструментом спора и никогда не должна пониматься таким образом. Это объективная попытка обозначить на карте негативные элементы.
Черная шляпа помогает выявлять ошибки в мыслительном процессе и в самом методе.
Мышление в черной шляпе — это оценка идеи исходя из прошлого опыта, цель которой — посмотреть, насколько хорошо она согласуется с тем, что уже известно. Идея при этом может проецироваться в будущее, чтобы увидеть возможные изменения замысла.
Черная шляпа — возможность задавать негативнее вопросы. Она не должна использоваться для потакания негативным чувствам, для которых предназначена красная шляпа.
Позитивная оценка делается в желтой шляпе. При работе с новыми идеями желтая шляпа всегда должна использоваться перед черной.