Введение
Чтобы говорить убедительно, человек должен детально представлять себе предмет обсуждения, ясно мыслить и быть готовым достойно встретить доводы оппонента. Очень важно знать и уметь обходить «подводные камни» дискуссии.
Поэтому первая часть этой книги называется «Ясно мыслить» и посвящена именно этой теме.
Часть первая
Ясно мыслить
сарватра стх…пайа прабху вайшЈава-сиддх…нте
прабхура сиддх…нта кеха н… п…ре кхаЈ†ите
«Никто не мог победить Шри Чайтанью Махапрабху, когда Он отстаивал в споре преданное служение».
(Ч.Ч., Мадхья, 9.46)
Спор
Спор — это любое несогласие,
начиная с самой вежливой дискуссии и кончая шумной ссорой.
«Проповедникам ИСККОН доведется встречать людей, которые не верят в авторитетность Вед, но могут согласиться с разумными и логичными доводами. Поэтому проповедники Сознания Кришны должны быть готовы обосновывать свои утверждения логически и побеждать оппонента в споре, как это делал Шри Чайтанья Махапрабху».
(Ч-Ч., Мадхья, 9. 49, комментарий)
«Умствующие атеисты могут быть непревзойденными теоретиками и «великими философами», но при этом потерпеть поражение от твердого в своих убеждениях вайшнава, обладающего непоколебимой верой в Бога. Те, кто посвятил себя проповеди в ИСККОН, должны, по примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, владеть искусством обосновывать свои мысли и побеждать безбожников всех сортов».
(Ч-Ч., Мадхья, 9. 51, комм.)
сарва-±…стра кхаЈ†‡’ прабху ‘бхакти’ каре с…ра
сайуктика в…кйе мана пхир…йа саб…ра
«Когда к Шри Чайтанье Махапрабху приходили желающие поспорить с Ним о принципах религии, Господь тактично опровергал их ложные выводы и доказывал превосходство преданного служения Богу. Люди не могли устоять перед Его вежливыми, но неоспоримыми доводами и отказывались от своих заблуждений».
(Ч-Ч., Мадхья, 25. 20)
«Теплота и учтивость Шри Чайтаньи, поразила санньяси-майявади до глубины души. Их сердца смягчились, и они отвечали Ему дружелюбно и вежливо. Каждый проповедник будет периодически встречать людей, настроенных враждебно, но грубость и бестактность лишь усилят их враждебность. Мы должны, насколько это возможно, следовать примеру Господа Чайтаньи Махапрабху и убеждать противников, приводя доводы из шастр и высказывания ачарий. В этом наш метод. Только так можно одержать верх над теми, кто враждебно относится к Господу».
(Ч-ч., Ади, 7. 99, комм.)
Два вида спора
Творческий (или так называемый креативный):
Вы обдумываете доводы оппонента и готовы изменить свою позицию, когда в том есть польза. Для данного вида спора больше подходит слово «обсуждение». Именно в таком споре «рождается истина», поскольку именно такая дискуссия открывает широкие перспективы для новых идей и решений, предоставляет возможности для сотрудничества.
Настоятельный или привязанный:
Вы хотите, чтобы ваша точка зрения была принята, и всеми способами этого добиваетесь. Вы привязаны к своим идеям, настаиваете на своей правоте и ни за что не сойдете со своих позиций.