Древнерусская народность и происхождение русских, украинцев и белорусов

Проблему происхождения названия «русь» пытаются решить уже не одно столетие как отечественные, так и зарубежные уче­ные, так как это может дать ответ на многие важные вопросы о характере этнических процессов, происходивших на террито­рии Восточной Европы. В настоящее время существует около полутора десятка гипотез относительно происхождения данно­го этнонима, и при всех различиях их можно объединить в две группы—он пришлого или местного происхождения.

Современные сторонники первой концепции (Д. А. Мачинский, Г. С. Лебедев. В. Я. П^цщцн^ и др.) развивают гипотезу, в общих чертах сформулированную еще в середине XIX в. А. А.Куником. По их мнению, широкое проникновение с VIII в. скандинавского населения на территорию Восточной Европы, подтверждаемое письменными источниками и археологически­ми данными, привело к образованию во второй половине VIII в. княжеско-дружинного славяно-балто-скандинавского этносоциума «русь»ч {Само название пришло из Скандинавии и перево­дится как «гребцы», «мореплаватели», «жители шхер»; восточ­ным славянам оно стало известно от западных финнов. Со вре­менем этносоциум «русь» славянизировалсяно передал свое название всему восточнославянскому населению. Эти построе­ния сторонники данной гипотезы обосновывают также и дру­гими фактами—данными письменных источников, например, фрагментом Начальной летописи о призвании варягов, кото­рый они считают в основе достоверным, чужеродностью терми­на «русь» восточнославянским этнонимическим образованиям (древляне, поляне, радимичи) и, наоборот, близостью его иноэтничным названиям (весь, чудь, ямь), приводятся ими и иные доказательства этой концепции.

У истоков второй—автохтонной—гипотезы в отечественной историографии стояли М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев. Сре­ди сторонников ее меньше единства, чем среди ее оппонен­тов. Одни ведут слово «русь» от названия реки Рось Сред­него Поднепровья (Б.А.Рыбаков), другие от этнонима «росомоны» (В. В. Седов), есть попытки возвести его к иранскому «свет»—в значении «северная сторона» (О. Н. Трубачев), ото­ждествить с народом «рус», локализуемым источником VI в. н. в. в Приазовье, и т. д. Указывают автохтонисты и на то, что собственно «Русью» («узкое» понятие Руси) в письменных ис­точниках называлась часть территории на юге Восточной Евро­пы— от Среднего Поднепровья до Курских земель. Доказать свою правоту пока никому не удается, война «северных» и «юж­ных», как остроумно охарактеризовано одним исследователем это противостояние, продолжается и поныне.

Название «Русь» входило в составные территориальные обо­значения—-Красная Русь, Черная Русь, Угорская Русь и др., в том числе и те, которые затем дали начало этнонимам—Белая
Русь, Малая Русь, Великая Русь. Существовало еще одно тер­риториальное понятие, которое также обрело этнонимический характер, — «украйна» в значении «окраина» (по другой вер­сии— «страна»), оно имело несколько территориальных привя­зок..

В период существования Древнерусского государства шло постепенное расширение территории проживания восточносла­вянского населения: в Верхнее Поволжье и Волго-Окское ме­ждуречье, бассейн рек Северная Двина, Мезень, Печера. При этом имела место ассимиляция местного финноязычного населе­ния— мери, мещеры, чуди и др. В XII в. раздробленность Киевской Руси вызывает, видимо, изменение этнической ситуации. Местные названия населения (суздалец, рязанец, новгородец и др.) в условиях разобщенности и противостояния отдельных земель обретают и этнонимический характер. Но это не приво­дит к созданию на основе древнерусской народности большого числа этносов. Их образуется только три.

В результате татаро-монгольского нашествия значительная масса восточнославянского населения перемещается на север и северо-восток, в лесную зону, труднодоступную для степняков-кочевников. Здесь образуется новый политический центр, соби­рающий ранее самостоятельные княжества в единую государ­ственность — Москва, окружающие ее земли, становятся основ­ной территорией формирующегося великорусского (русского) этноса.

Фактором огромной важности не только политическим, но и этногенетическим стала Куликовская битва, когда воины, по образному выражению академика Д. С. Лихачева, пришедшие на Куликово поле рязанцами, суздальцами, владимирцами, ухо­дили с него уже русскими людьми. На землях, объединившихся вокруг Москвы, население называло себя по-прежнему русски­ми. С XV в. понятия «Московское» и «Русское» государство уже отождествлялись.

Земли же бывшей метрополии — Киевской Руси— становятся окраиной территории восточных славян. Население этих «украинных» земель впоследствии стало называться украинцами, или малороссами («Малой Русью» назывались юго-западные земли восточных славян), со временем понятия «Украина» и «Малая Русь» стали совпадать. Население же Белой Руси, которая занимала часть территории современной Белоруссии (сначала Белая Русь локализовалась на северо-востоке русских земель), стало называться белорусами. Разъединению древ­нерусской народности на ряд этносов способствовало то, что часть ее окраинных земель оказалась в составе других государ­ственных образований: Великого княжества Литовского, Поль­ши, Венгрии, Молдавского княжества. Население этих земель долгое время продолжало считать себя русским, а жителей Мо­сковского государства, подчеркивая их отличие, называло «мо­скалями».

Так на основе древнерусской народности в XIV-XV вв. про­исходило формирование трех восточнославянских этносов — русских, украинцев и белорусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: