ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Основным занятием русских было пашенное земледелие, в северных лесных районах оно сочеталось с подсечно-огневым. Хозяйственный год начинался весенней подготовкой к вспашке почвы. На севере в лесных районах вырубалась растительность и сжигалась тут же на поле, что увеличивало плодородие почвы. На юге в лесостепной и степной зонах практиковалось залежное земледелие, когда истощенная земля не обрабатывалась некоторое время для восстановления плодородия. Господствовало трехполье—два участка отводилось под яровые и озимые культуры, а третий оставлялся «под паром», его не засевали. Вспашка, посев и уборка урожая яровых культур производились в одном календарном году. Под озимые пахали и сеяли их в течение лета—начала осени, уборка приходилась уже на следующий год. Сроки сельскохозяйственных работ определялись климатическими условиями, поэтому на севере по сравнению с югом они проводились примерно на месяц позднее.
На севере землю пахали сохой, было известно несколько их типов — черкуша, курашимка, ярославская косуля и др., на юге—плугом, тоже нескольких разновидностей—«красный» плуг, сабан с колесным передком, плужницы. Тягловой силой на севере была лошадь, на юге—быки и волы, обычно запрягаемые попарно.
|
|
После вспашки землю боронили, иногда боронение производили и после сева. Бороны были разными, и очень примитивными, сделанными из вершины ели с коротко обрубленными ветвями (суковатка), и более совершенными, в виде решетки из прутьев с деревянными зубьями (плетенка), решетка могла делаться из деревянных брусков, а зубья—из металла. В зажиточных хозяйствах борона могла быть целиком металлической. Сеяли, разбрасывая зерно рукой. С момента сева начинался очень рискованный период, когда судьба урожая зависела не столько от усилий земледельца, сколько от капризов погоды. Поэтому сев сопровождался многими обрядами—клали куриные яйца в мешки с семенами, чтобы зерна нового урожая были такими же крупными, везли семенное зерно на поле ночью, чтобы его не «сглазили», сеятель должен был надеть чистую рубаху — тогда на поле не будет сорняков, и т. д. Главное место в хозяйстве русских крестьян занимали зерновые. По климатическим условиям на севере в основном сеяли ячмень, в центральных районах — рожь, на юге — пшеницу. Выращивались также просо, гречиха, горох, овес, последний главным образом в качестве фуражной культуры. Зерновое земледелие давало не только пищу людям и домашним животным, но и солому, которая использовалась как топливо, для покрытия крыш, набивания матрацев и очень широко в обрядовых действиях.
|
|
Значительное место в пищевом рационе русских отводилось репе, которую выращивали на специальных, участках—«репищах». С середины XIX в., несмотря на упорное сопротивление, которое оказывалось на первых порах, в крестьянских хозяйствах внедряется картофель, он занимает место репы в питании, становясь «вторым хлебом».
Из технических культур выращивались лён (преобладал на севере) и конопля (главным образом, в южных районах), из их волокон делалась нить, шедшая на изготовление ткани, из которой производилась одежда, постельные принадлежности, полотенца и др. Из семян этих культур выжималось масло.
С XVIII в. начинается распространение новых полевых культур, в основном на юге России,—кукурузы, подсолнечника, табака, сахарной свеклы. Там же, в южных районах, русское население заимствует навыки бахчеводства и виноградарства. Кроме полевых культур, выращивали огородные—лук, чеснок, капусту, огурцы, хрен, редьку, позднее появляются помидоры. Существовало и садоводство, но оно не получило у крестьян широкого развития, на севере по причине климатических условий, на юге из-за недостатка земли. Единственным удобрением, которое вносилось на поля, был навоз, особенно много навоза надо было на севере с его малоплодородными почвами. Вывозился навоз на поле обычно в конце весны—начале лета. Везли его в специальных телегах, которые назывались навозницами, или наземницами.
С июня начинался сенокос. При косьбе использовали косы двух типов—с длинной рукоятью, такая коса иногда называлась литовкой, и с короткой изогнутой—горбуша, последняя бытовала преимущественно на севере, где была удобнее на кочковатой, поросшей кустарником местности. Старались откоситься к концу июля, потому что с этого времени начиналась страда—уборка урожая.
Зерновые убирали серпами, реже косами, к концу XIX в. появились механические жнейки. Существовала традиция начинать уборку.зерновых сообща. Сжатые снопы связывали и укладывали для просушки на поле разными способами. Такое сооружение называлось суслоном (бабкой, крестцом). Особые обряды были приурочены к окончанию жатвы: на поле оставляли несколько несжатых колосьев, их завивали, затем пригибали к земле, произнося при атом фразу: «Вот тебе, Илья, борода, а ты нам хлеба вороха»; последний сноп обвязывали красной лентой и торжественно вносили в избу, где ставили в переднем углу, его, необмолоченным, потом скармливали скоту.
Снопы вывозили с полей и при необходимости перед обмолотом досушивали в специальных постройках-—шишах, овинах или ригах. Шиш был самым примитивным сооружением. Он представлял собой яму, в которой разводился огонь. Над ямой делался дощатый настил с отверстиями, а поверх нее ставился конус из жердей, на которые укладывали снопы для сушки. Овин—двухэтажное строение, в нижнем этаже разводили огонь, тепло от него поступало в верхний, который набивался снопами. Из-за легкой возгораемости овинов к концу XIX в. хлеб стали сушить в основном в ригах — одноэтажных постройках с печью.
Хлеб обмолачивали на току — ровной площадке, открытой, под навесом или в специальном помещении. Молотили зерно цепом, кичигой—палкой с кривым суком или корневым отростком, иногда прямой палкой, на юге пользовались каменными каталками-гарманами или прогоняли по снопам скот. Для получения неповрежденной соломы, которая шла на изготовление различных изделий, обивали снопы о бочку. В зажиточных хозяйствах использовались механические молотилки.
После обмолота зерно веяли, подбрасывая деревянными лопатами на ветру или в решете, одновременно оно сортировалось—на семена, в пищу людям и на продажу, на корм скоту. Хранили зерно в амбарах, на севере их делали массивными бревенчатыми, иногда двухэтажными, на юге—из более тонких бревен, плах, обожженного кирпича, самана, иногда даже плетня, обмазанного глиной. Здесь практиковалось также хранение хлеба, в земляных ямах. Внутри амбаров вдоль стен отгораживались отсеки для различных видов зерна, они назывались сусеками.
|
|
Для получения муки зерно размалывали на мельницах. Были ручные мельницы—жорны, но чаще для размола использовалась сила ветра или воды. Водяные мельницы были двух типов: наливные, когда вода на мельничное колесо падала сверху, и подошвенные—вода била по лопаткам колеса снизу. Также существовало два типа ветряных мельниц: столбовки вращались всем корпусом на столбе, на котором они были насажены, у шатровок поворачивалась только верхняя часть. Существовали мельницы, приводившиеся в движение силой животных. Особое приспособление могло быть установлено на мельнице для дробления зерна в крупу, в домашних условиях зерно дробили в ступах.
ЖИВОТНОВОДСТВО давало мясо и молоко, кожи и шкуры, шерсть для изготовления одежды, рог, из которого делали гребни, пуговицы, музыкальные инструменты. Скот давал удобрение для полей, служил тягловой силой при выполнении хозяйственных работ и т. д. Держали русские крестьяне крупный рогатый скот, в основном коров, а также лошадей, овец и коз, свиней, домашнюю птицу. Корова была почти в каждой семье, в зажиточных по несколько. Разводили разные породы коров — сюземскую, ярославскую и др., преобладала холмогорская.
Система содержания скота была стойлово-выгонная. В теплое время, когда была трава, скот выгоняли на пастбище, обычно под присмотром пастуха, профессия которого ввиду рискованности была связана с выполнением многих магических обрядов и предписаний. Особенно развита была пастушеская обрядность в северных районах, где скот приходилось выпасать в лесу и опасность утраты его была велика, меньше—на юге с его открытыми пространствами.
На севере накануне сезона выпаса пастух брал «отпуск», т. е. заключал «договор» с «нечистой силой». Написанный на бумаге текст с заговором, иногда вместе с другими сакральными предметами—крестом, хлебом, кусочком воска, в который были закатаны волоски от всех животных стада, он прятал до конца выпаса в каком-нибудь укромном месте. Магические действия по сохранности стада им совершались при первом выгоне скота, обычно на Егорьев день — 23 апреля ст.ст. (6 мая нов. ст.) и ежедневно, например, утром пастух, распуская стадо, отмыкал замок, а вечером, собирая его, замыкал. Однако были в его арсенале и реальные приемы, обеспечивающие сохранность животных: пастух мазал медвежьим жиром растения на границах пастбища, чтобы скот не уходил за его пределы, прогонял животных утром между двух костров, тогда запах дыма отпугивал хищников и т. п.
|
|
Лошадей днем использовали в работах, а выпасали в ночное время. Зимой крестьянин, имеющий лошадь, мог заниматься извозом. Держали русские крестьяне также овец ради мяса, шерсти и овчин, коз, от которых получали молоко ц пух, с конца XIX в. стало активно развиваться свиноводство. Почти повсюду разводили домашнюю птицу—кур, гусей, уток, позже индюшек.
Значительная роль домашних животных в крестьянском хозяйстве получила широкое отражение в культовой практике..Некоторые святые христианского пантеона считались покровителями всего скота—Егорий, Власий, Илья, другие—отдельных видов его, например, Флор и Лавр — лошадей, Косьма и Дамиан—кур. Устраивались так называемые «скотьи» праздники, во время которых выполнялись определенные обряды, направленные в основном на сохранность скота—животных кропили «святой» водой около церкви или часовни, после чего устраивалась общая трапеза сельчан, кости съеденного жертвенного животного, завернутые в его шкуру, закапывали где-нибудь. Обрядами сопровождались первый выгон скота на пастбище, покупка домашнего животного, особый комплекс магических действий—«опахивание» деревни—т производился при эпизоотиях.
Народный календарь. Сроки хозяйственных работ определялись календарем. Народный календарь был соотнесен с христианским месяцесловом, поэтому, указывая даты, русский человек не называл числа и месяца, а говорил: «на Николу зимнего»(6/19 декабря) или «на Воздвиженье» (14/27 сентября), применительно к длительным промежуткам времени—«на Великий пост» (семь недель перед Пасхой), «на пестрой неделе» (одна
из недель между Крещением и Масленицей).
Как бытовой предмет в конце XIX в. Крестьянский календарь представлял собой деревянный брусок с регулярными нарезками, обозначающими дни, и с отметками у тех, которые: имели особое значение: изображением сохи напротив дня 1/14 марта (Евдокия), потому что в этот день предписывалось чинить инвентарь, готовясь к началу земледельческих работ, косы у отметки 8/21 июля (Иоанн и Прокопий Устюжские)—начало сенокоса на севере, серпа, у дня 18/31 августа (флор и Лавр) — в некоторых районах в этот день начинали жатву и т. п. Были и вышивные календари, которые к этому времени утратили свое функциональное назначение и сохранялись в качестве образцов орнаментальных мотивов на бытовых вещах.
Архаичные календари нередко были незамкнутыми, т. е. исчисляли не все дни года, благодаря чему компенсировалась високосность, которую нельзя было установить эмпирическим путем. По календарю определяли не только сроки агротехнических работ, но и погоду: природные приметы на тот или иной день предсказывали погоду на ближайшую или отдаленную перспективу. Иногда эти предсказания выражались в виде словесных формул, например: «На Сампсона дождь -— семь недель тож». Это означало, что дождь в день Сампсоиа-странноприимца (27 июня/10 июля) предвещает семинедельную мокрядь. Существовал у русских крестьян обширный арсенал предсказаний погоды и по другим природным приметам—поведению животных, особенностям развития растительности, направлению ветров и т. д.
ПОДСОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА были очень разнообразны и варьировали в различных районах проживания русских. Повсеместно было распространено собирательство—грибов, орехов, ягод, трав, во многих местах — рыболовство, прежде всего, речное и озерное, а на Севере и морское. Использовались разные виды рыболовных орудий— сети, остроги, удочки, разнообразные ловушки (морды, верши и т. п.). Охота как подсобный крестьянский промысел была широко распространена только на Севере и в Сибири—с ружьем и собакой, установкой силков и других ловушек. Там, где была возможность, занимались бортничеством — добыванием меда диких пчел, но преобладало уже пчеловодство— содержание домашних пчел в ульях.
Везде были развиты домашние ремесла. Те из ремесел, которые ориентировались на заказ или на рынок, получили развитие в основном в неземледельческих районах, существуя зачастую в качестве отхожих промыслов. Ремеслами крестьяне занимались, как правило, в зимнее время, свободное от полевых работ, но в ряде случаев, при ориентации уже не на заказ, а на рынок, само земледелие становилось подсобным занятием. В условиях господства натурального хозяйства в крестьянских семьях зачастую изготавливались полностью одежда и обувь, многие предметы утвари, сельскохозяйственные орудия труда, в зимнее время в лесных районах производились заготовка древесины, выжигание угля, гонка дегтя и т.д. Среди наиболее распространенных отхожих промыслов были плотницкий, шубный, печной, жестяной. Как правило, уже ремесленной специфики требовали такие виды производств, как кузнечное, гончарное, кожевенное, портняжное и ряд других.