Словарь.(Соответствует изучению тем)

Парадигма: Рамочная концепция, основанная на общих признаках и принципах взаимодополняющих концепций, позволяющая определить общий подход к выработке концепций и постановке новых проблем на данном этапе развития человеческого общества.

Концепция: совокупность главных идей, методов исследования и описания результатов.

Культура. Латинское слово cultura первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта общества; проявляется в предметных результатах деятельности и в способах осуществления этой деятельности.

Наука - это определенный вид знания, а также особая сфера деятельности людей. Наука познает объективные законы явлений, которые изучает, т.е. раскрывает общее, устойчивое необходимое и закономерное в отдельных явлениях.

Проблема: постановка таких вопросов или целей исследований, ответ на которые требует не только использования известных законов, но и получения новых знаний.

Факты – явления самой действительности. Научный факт – это наше знание, истинно сообщающее нам о наличии этого явления. Истинные и ложные факты: Солнце вращается вокруг Земли. Земля вращается вокруг Солнца. Для доказательств берутся не отдельные факты, а вся совокупность относящихся к данному вопросу фактов, без единого исключения.

Проблема – вопрос, «знание о незнание».

Догадка – интуитивное предположение о решении проблемы.

Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого не доказана.

Теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания, в отличии от гипотезы, - проверена, доказана; в научном смысле – это система истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и связей.

Принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.

Законы конкретизируют принципы, раскрывают механизм их действия, взаимосвязи вытекающих из них следствий. Законы науки отражают в форме теоретических утверждений существующие (в природе) и постигнутые (открытые) объективные законы.

Категории науки – наиболее общие и важные понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, ее предмета. Принципы, законы, категории – главные элементы теории.

Научная революция - это результат качественного изменения всей системы теоретического знания, вследствие накопления новых фактов, открытий. (Н. Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн)

Методы – это:

1. приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т.п.

2. способы эмпирического и теоретического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование идеализация, формализация и т.п.

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.

Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером, преобразующим воздействием на объект с целью решения проблемы, в связи с которой эксперимент ставится.

Измерение – это материальный процесс сравнения какой – либо величины с эталоном, единицей измерения.

Аналогия – прием познания, при котором на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других свойствах.

Моделирование – «это есть замена изучения интересующего нас явления в натуре изучением аналогичного явления на модели меньшего или большего масштаба, обычно с лабораторных условиях. Основной смысл моделирования заключается в том, чтобы по результатам опытов с моделями можно было дать необходимые ответы о характере эффектов и о различных величинах, связанных с явлением в натуральных условиях». Академик Л. И. Седов.

Модель – это материальная (реально существующая или искусственно созданная) или мысленно представляемая система, заменяющая объект познания.

Замещение исследуемого объекта его моделью является сущностью моделирования.

Идеализация – процесс абстрагирования, мысленного создания понятий об идеализированных объектах, которые не существуют в реальном мире, но имеют прототипы.

Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения; вид непосредственного знания (озарение, вспышка).

Литература к темам

Литература к курсу:

  • Горелов А.А. "КСЕ".
  • Рузавин Г.И. "КСЕ".
  • Найдыш В.М. "КСЕ".
  • Солопов "КСЕ".
  • Карпенков С.К. "Основные КЕ".
  • «Естествознание» под ред.

КСЕ – концепции современного естествознания.

8. Наука как форма знания и как социальный институт. Наука как высшая форма знания. Объективная истина – вечный идеал науки. Эмпирический и теоретический уровни знания. Наука как социальный институт. Литература к теме: Алексеев П. В. Панин А.В., Философия. М., 1996. Возможности и границы познания. М., 1995, Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.,1988, Раушенбах Б. Пристрастие. М., 1994

9. Формы и методы научного познания. Формы: факты, проблема, догадка, научная гипотеза, теория, принцип, законы науки, категории науки. Методы: наблюдение, эксперимент, измерение, аналогия, моделирование, модель, замещение, идеализация, интуиция. Литература: Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М. 1985, Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. 1988, Кочергин А. М. 1985, Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. 1988, Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы.1999.

10. Происхождение науки. Возникновение науки как отрицание, преодоление мифологи. Зарождение эмпирического научного знания. Античная натурфилософия как первая форма собственно теоретической науки. Литература: Волков Г.У. У колыбели науки. 1971. Философия и методология науки (под редакцией В.И. Купцова) 1997

11. Развитие естествознания от античности до начала ХХ века. Революция в науке. Античный и средневековый периоды развития естествознания. Становление естествознания в современном его понимании. Революция в механике. Развитие естествознания вХУ111-Х1Х веках. Процесс теоретизации наук о природе. Укрепление взаимосвязи науки и техники, науки и материального производства. Литература: Агафонова Н.В. Прогресс и традиции в науке. 1991, Вавилов С.И. Развитие идеи вещества. 1970, Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. 1981, Физическое знание: его генезис и развитие. 1993

12. Естествознание и научная картина мира. Понятие о научной картине мира. Историческая смена физических картин мира. Современная научная картина мира. Литература: Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. Частицы, поля, заряды. 1988, Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. 1994.

13. Общая панорама современного естествознания. Естествознание в аспекте научно-технической революции. Соотношение дифференциации и интеграции научного знания. Проблема классификации наук. Литература: Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. 1987, Степнин В.С. Философская антропология и философия науки. 1992

14. Естествознание в системе материальной и духовной культуры человечества. Общее понятие культуры. Наука – ведущая форма культуры ХХ века. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Субъективно – ценностные аспекты научного познания. Социальна ответственность ученых. Литература: Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. 1993, Менделеев Д.И. Заветные мысли.1995, Сноу Ч. Две культуры.

Современная наука и мистицизм. Общее понятие мистики. Социально – мировоззренческие истоки и аспекты мистицизма. Гносеологические, познавательные корни мистики. Современная научная картина мира и мистическое миропонимание. Литература: Винокуров И., Гуртовой. Психотронная война. 1993, Капра Ф. Дао физики. Уроки мудрости. 1994, 1996

Вопросы темы.

4. Мегамир в его многообразии и единстве. Мегамир, его состав и строение. Эволюция Метагалактики, галактик и отдельных звезд. Солнечная система, планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеориты, звезды, туманности, межзвездная среда, космические лучи, электромагнитные волны. «Белый карлик», нейтронные звезды, «черная дыра». Литература: Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. 1985, Новиков И.Д. Эволюция Вселенной 1990,

5. Проблема «начала» и конца» Вселенной. Принцип несотворимости и неуничтожимости материи. Проблема «тепловой смерти» Вселенной. Возможна ли единая теория мира в целом? Литература: Готт В.С. Философские проблемы современной физики. 1998, Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. 1982.

6. Влияние космоса на земные процессы. Человек во Вселенной. Земля как элемент Солнечной системы. Космизм как особая форма мировоззрения. Солнечная активность и исторические события. Литература: Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. /Земное эхо солнечных бурь. / Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. 1924, 1977, 1995. Философия русского космизма. 1996

Литература:

Барашенков В.С. Существуют ли границы науки: количественная и качественная неисчерпаемость материального мира. М., 1992

Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. М., 1995.

Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1990

Трофименко А.П. Вселенная: творение или развитие? Минск, 1987

Темы для докладов и рефератов: Деятельность выдающихся русских ученых – Н.И. Лобачевского, Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, Н.И. Вавилова, В.И Вернадского, К.Э. Циолковского, С.П. Королева, И. В. Курчатова, М.В. Келдыша и др./ Предположительно: проведение «Круглого стола»/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: