Эстетическое восприятие, опыт, сознание, культура

Эстетическое восприятие возникает в результате непосредственного чувственного контакта человека с предметами и явлениями при помощи органов чувств, в основном зрения и слуха.
Восприятие реальных свойств предметов и явлений вызывает у человека определенные эмоции. Духовные эмоции присущи только человеку и возникают в процессе формирования его как личности, в результате овладения опытом предшествующих поколений. Необходимым условием появления духовных эмоций является общение человека с другими людьми и существующими культурными ценностями.

Эстетические чувства многообразны. Это чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, гармонии и хаоса, восхищения и негодования, сострадания, юмора. Чем насыщеннее гамма эстетических чувств, тем глубже и тоньше человек эстетически воспринимает окружающий мир.

В целом, понятие эстетического опыта нереально, т. к. не отражает и не вмещает в себя содержание того, что мы переживаем в ситуации опыта. Потому что всякий опыт есть опыт переживания, а у переживания всегда есть результат или продукт. В завершенности переживаемого производится рождение выражения. Поэтому всякий опыт — есть опыт эстетический. Опыт имеет следствия. Последствия опыта может прояснить отсутствие опыта. Когда мы переживаем попытку найти связку сознания с жизнью, то обнаруживаем, что мы живем так, как мы живем, и оказывается, что в такого рода тавтологиях кроется “живая мысль”, появляющаяся на мгновение. Именно через этот миг мы можем обрести identity.

Но, эстетический опыт – это совокупность неутилитарных интуитивно-действенных отношений субъекта к реальности, имеющих созерцательный, игровой, выражающий, изображающий, декорирующий характер.

Эстетическое сознание характеризует духовную составляющую эстетического опыта. Это совокупность рефлективной вербальной информации, плюс поле духовно-несознательных процессов, составляющих сущность эстетического опыта, эстетического отношения. ЭС является необходимым компонентом человеческого сознания. Вербально-рефлективный уровень Э. с. до сих пор остается недостаточно развитым для адекватного выражения сущности термина, тех глубинных духовных процессов, которые собственно и составляют его основу, приводят эстетический субъект в состояние духовного наслаждения, к катарсису, но не поддаются достаточно точной вербализации и формализации.

4. Эстетическая культура является проявлением, конкретизацией культуры вообще. Культура понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизне­деятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура - это «вторая природа».
Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества. Эстетическая культура субъектов общества (включая и отдельную личность) выступает элементом духовной культуры.
Духовная культура общества включает:
- воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
- народную художественную культуру;
- искусство как профессиональный вид художественного творчества;
- эстетическую культуру;
- культуру научной жизни;
- культуру образования;
- культуру воспитания;
- культуру свободы совести;
- культуру нравственно-духовной жизни;
- информационную культуру.


7. Становление понятия “вкус” и размышления о нем ученых 18 века.

Вкус - результат длительного исторического развития.
Какую природу имеет Вкус? Рациональную или иррациональную? Основывается он на разуме или на чувстве, является прирождённой или воспитываемой способностью? Имеют его суждения всеобщее или индивидуальное значение? Во Франции категория Вкус получила рационалистическое решение в сочинениях Буало, Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, основой Вкуса считаются произведения древности, а его главными признаками - правдоподобие, разумность, ясность. В английской эстетике 17-18 вв. понятие приобрело не только эстетический, но и нравственный смысл: согласно Шефтсбери и Хому, истинный Вкус обусловлен не умом и знанием, а характером. Хатчесон, а затем Бёрк утверждали всеобщность эстетического Вкуса, берущюю начало у общности психофизиологической организации всех людей. А вот Юм акцентировал субъективность вкуса - «о вкусах не спорят». И. Кант указал на основную трудность теории вкуса: Вкус должен быть признан и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и зависящим лишь от характера данного индивида. Никакие логические доказательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится.
Марксистско-ленинская эстетика отрицает абстрактный нормативизм в подходе к вкусу. Она рассматривает его как выражение общественно-исторической культуры человека, проявляющейся во всех областях человеческой жизни - художественном творчестве, многообразных видах трудовой деятельности, в быту, поведении людей и т.п. По словам К. Маркса, «предмет искусства... создает публику, понимающую искусство... и способную наслаждаться красотой». Формирование и развитие Вкуса) составляет предмет эстетического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: