Следовало, честь Богу и сделал его Отцом зла. Требовало ли именно этого от

меня мое "A priori"? то новое, неморальное, по меньшей мере,

имморалистическое "A priori" и глаголящий из него, ах! столь антикантовский,

столь загадочный "категорический императив", которому я тем временем дарил

Все больше внимания, и не только внимания?.. По счастью, я заблаговременно

Научился отделять теологический предрассудок от морального и не искал более

Истоков зла позади мира. Небольшая историческая и филологическая выучка,

Включая врожденную разборчивость по части психологических вопросов вообще,

Обратили вскоре мою проблему в другую проблему: при каких условиях изобрел

Человек себе эти суждения ценности - добро и зло? и какую ценность имеют

Сами они? Препятствовали они или содействовали до сих пор человеческому

Процветанию? Являются ли они признаком бедственного состояния, истощения,

Вырождения жизни? Или, напротив, обнаруживается ли в них полнота, сила, воля

К жизни, ее смелость, уверенность, будущность? - На это я нашел и рискнул

Дать разные ответы, я исследовал времена, народы, ранговые ступени

Индивидов, я специализировал свою проблему, ответы оборачивались новыми

Вопросами, исследованиями, догадками, вероятностями, покуда я не обрел

Наконец собственную страну, собственную почву, целый безмолвный, растущий,

Цветущий мир, как бы тайные сады, о которых никто и не смел догадываться...

О, как мы счастливы, мы, познающие, допустив, что нам впору лишь достаточно

долго молчать!..

Первый толчок огласить кое-что из своих гипотез относительно

Происхождения морали дала мне ясная, опрятная и умная, даже старчески умная

Книжка, в которой я впервые отчетливо набрел на вывернутую наизнанку и

Извращенную разновидность генеалогических гипотез, их собственно английскую

Разновидность, и это привлекло меня - тою притягательной силою, каковая

присуща всему противоположному, всему противостоящему. Заглавие книжки было:

"Происхождение моральных чувств", автор д-р Пауль Рэ; год издания 1877. Мне,

Пожалуй, никогда не доводилось читать что-либо, чему бы я в такой степени

говорил про себя "нет" - фразе за фразой, выводу за выводом, - как этой

Книге: но без малейшей досады и нетерпения. В названном раньше произведении,

Над которым я тогда работал, я при случае и без случая ссылался на положения

этой книги, не опровергая их - какое мне дело до опровержений! - но, как и

Подобает положительному уму, заменяя неправдоподобное более правдоподобным,

А при известных условиях и одно заблуждение другим. Тогда, как сказано, я


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: