Рассмотрения, - весьма неловко (что мне меньше всего хотелось бы скрыть от
Самого себя), все еще несвободно, не обладая еще собственным языком для этих
Собственных вещей, полный всяческих рецидивов прошлого и колебаний. В
частностях сравните сказанное мною в "Человеческом, слишком человеческом" (I
483 сл.) [I 270] о двойной предыстории добра и зла (именно из сферы
благородных и из сферы рабов); равным образом (там же 535 сл.) [1315 сл.] о
Ценности и происхождении аскетической морали; равным образом (там же 504 сл.
и 770) [I 289 сл.] о "нравсгвенности нравов", той гораздо более старой и
Изначальной разновидности морали, которая toto coelo отстоит от
Альтруистического способа оценки (в каковом д-р Рэ, подобно всем английским
Генеалогам морали, усматривает способ моральной оценки в себе); равным
образом (там же 501 сл.) [I 286 сл.], а также в "Страннике" (там же 885 сл.)
и "Утренней заре" (там же 1084 сл.) - о происхождении справедливости как
Баланса между приблизительно равномощными натурами (равновесие как
|
|
Предпосылка всех договоров, стало быть, всяческого права); равным образом о
происхождении наказания ("Странник" - там же 881 сл. и 890 сл.), для
Которого террористическая цель не является ни существенной, ни изначальной
(как полагает д-р Рэ, - она скорее инкрустирована сюда позднее, при
Известных обстоятельствах и всегда как нечто побочное и привходящее).
В сущности, душа моя была полна тогда чем-то гораздо более важным,
Нежели собственными или чужими гипотезами о происхождении морали (или,
Точнее: последнее было только одним из многих средств для достижения некой
Цели). Речь шла у меня о ценности морали, - а по этой части мне приходилось
Сталкиваться едва ли не исключительным образом с моим великим учителем
Шопенгауэром, к которому, как к некоему современнику, обращается та книга,
страсть и скрытый антагонизм той книги (- ибо и она была "полемическим
сочинением"). Речь в особенности шла о ценности "неэгоистического", об
Инстинктах сострадания, самоотречения, самопожертвования, которые именно
Шопенгауэр так долго озолачивал, обожествлял и опотустороннивал, покуда они
наконец не остались у него подобием "ценностей в себе", на основании каковых
Он и сказал нет жизни, как и самому себе. Но именно против этих инстинктов
Выговаривалась из меня все более основательная подозрительность, все глубже
роющий скепсис! Именно здесь видел я великую опасность, грозящую
Человечеству, его утонченнейшую приманку и соблазн, - но куда? в Ничто? -