О побивании камнями (- уже сага велит жернову упасть на голову виновного),
Колесовании (доподлиннейшее изобретение и специальность немецкого гения по
части наказаний!), сажании на кол, разрывании или растаптывании лошадьми
("четвертование"), варке преступника в масле или вине (еще в четырнадцатом и
пятнадцатом столетиях), об излюбленном сдирании кожи ("вырезывание ремней"),
Вырезании мяса из груди; столь же благополучным образом злодея обмазывали
Медом и предоставляли мухам под палящим солнцем. С помощью подобных зрелищ и
процедур сохраняют наконец в памяти пять-шесть "не хочу", относительно
Которых и давали обещание, чтобы жить, пользуясь общественными выгодами, - и
в самом деле! с помощью этого рода памяти приходили в конце концов "к
уму-разуму"! - Ах, разум, серьезность, обуздание аффектов, вся эта мрачная
Затея, называемая размышлением, все эти привилегии и щеголяния человека: как
дорого пришлось за них расплачиваться! сколько крови и ужаса заложено в
|
|
основе всех "хороших вещей"!..
Но каким же образом явилась в мир та другая "мрачная затея", сознание
вины, вся совокупность "нечистой совести"? - и здесь мы возвращаемся к нашим
Генеалогам морали. Говоря еще раз - или я еще не говорил этого? - они никуда
не годятся. Некий пяти пяденей во лбу самодельный, начисто "современный"
Опыт; никакого знания, никакой воли к знанию минувшего; еще меньше
исторического инстинкта, именно здесь потребного "второго зрения" - и с
Этим-то покушаться на историю морали: явное дело, это должно повести к
Результатам, которые не имеют к истине даже и чопорного отношения. Снилось
Ли названным генеалогам морали хотя бы в отдаленном приближении, что,
например, основное моральное понятие "вина" (Schuld) произошло от
материального понятия "долги" (Schulden)? Или что наказание как возмездие
Развилось совершенно независимо от всякого допущения свободы или несвободы
Воли? - и это в такой степени, что, напротив, всегда необходимой оказывается
прежде всего высокая ступень очеловечивания, чтобы животное "человек" начало
проводить гораздо более примитивные различия типа "преднамеренно",
"неосторожно", "случайно", "вменяемо" и противоположные им и учитывать их
При определении наказания. Столь расхожая нынче и выглядящая столь