Звериную неотесанность: пусть вспомнят о старых немецких наказаниях, скажем

О побивании камнями (- уже сага велит жернову упасть на голову виновного),

Колесовании (доподлиннейшее изобретение и специальность немецкого гения по

части наказаний!), сажании на кол, разрывании или растаптывании лошадьми

("четвертование"), варке преступника в масле или вине (еще в четырнадцатом и

пятнадцатом столетиях), об излюбленном сдирании кожи ("вырезывание ремней"),

Вырезании мяса из груди; столь же благополучным образом злодея обмазывали

Медом и предоставляли мухам под палящим солнцем. С помощью подобных зрелищ и

процедур сохраняют наконец в памяти пять-шесть "не хочу", относительно

Которых и давали обещание, чтобы жить, пользуясь общественными выгодами, - и

в самом деле! с помощью этого рода памяти приходили в конце концов "к

уму-разуму"! - Ах, разум, серьезность, обуздание аффектов, вся эта мрачная

Затея, называемая размышлением, все эти привилегии и щеголяния человека: как

дорого пришлось за них расплачиваться! сколько крови и ужаса заложено в

основе всех "хороших вещей"!..

Но каким же образом явилась в мир та другая "мрачная затея", сознание

вины, вся совокупность "нечистой совести"? - и здесь мы возвращаемся к нашим

Генеалогам морали. Говоря еще раз - или я еще не говорил этого? - они никуда

не годятся. Некий пяти пяденей во лбу самодельный, начисто "современный"

Опыт; никакого знания, никакой воли к знанию минувшего; еще меньше

исторического инстинкта, именно здесь потребного "второго зрения" - и с

Этим-то покушаться на историю морали: явное дело, это должно повести к

Результатам, которые не имеют к истине даже и чопорного отношения. Снилось

Ли названным генеалогам морали хотя бы в отдаленном приближении, что,

например, основное моральное понятие "вина" (Schuld) произошло от

материального понятия "долги" (Schulden)? Или что наказание как возмездие

Развилось совершенно независимо от всякого допущения свободы или несвободы

Воли? - и это в такой степени, что, напротив, всегда необходимой оказывается

прежде всего высокая ступень очеловечивания, чтобы животное "человек" начало

проводить гораздо более примитивные различия типа "преднамеренно",

"неосторожно", "случайно", "вменяемо" и противоположные им и учитывать их

При определении наказания. Столь расхожая нынче и выглядящая столь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: