Развитие навыков коррекции эмоционального состояния своего и партнеров

5. 1. Управление собственным эмоциональным состоя­нием

Возможности человека в самоуправлении поведением и психологическими состояниями, с одной стороны, доста­точно велики, но, с другой стороны, ограниченны. Чело­век вполне в состоянии управлять всем, что осознается им и находится под контролем его воли. Самоконтроль пси­хологии и поведения может осуществляться исключитель­но на сознательной основе.

Прежде всего, нужно научиться регулировать свои эмо­ции и непосредственные действия в ответ на эмоции и действия других людей, так как от этого зависит ваше соб­ственное благополучие, а также нормальное существова­ние других людей и взаимоотношения с ними.

Нужно научиться влиять на свои настроения и чувства, причем даже тогда, когда они уже возникли. Что же касается аффектов, страстей и стрессов, то их желательно предупреж­дать, так как практически повлиять на них, когда они уже возникли, очень трудно. Но научиться сдерживать свои эмо­ции и поведенческие реакции можно, например, посредством специальных упражнений типа аутотренинга.

Эмоции как целесообразные приспособительные жиз­ненные реакции человека служат одновременно несколь­ким целям: они позволяют судить о состоянии удовлетво­рения потребностей; стимулируют и регулируют его дея­тельность; выполняют определенную роль в общении людей, сигнализируя им о психологических состояниях друг друга. Эмоции отражают как состояния организма, так и состояния психики или сознания человека.

Главное в регуляции эмоций состоит в умении предупреж­дать их возникновение. Для этого нужно знать:

• когда и при каких обстоятельствах чаще всего возни­кают нежелательные эмоции;

• что этим эмоциям предшествует (образы и мысли, ко­торыми сопровождается возникновение соответству­ющей эмоции в типичных случаях);

• каким образом можно предупредить возникновение со­ответствующей эмоциональной реакции. Рассмотрим каждый из указанных факторов в отдель­ности вместе с возможными способами управления ими.

Разные люди в зависимости от их индивидуальности и личного опыта по-разному реагируют на те или иные об­стоятельства жизни. Холерики, например, в целом более эмоциональны, чем флегматики. На сравнительно незна­чительные жизненные события они реагируют бурно, их эмоциональная реакция ярко выражена. Подобного рода эмоциональность, вызванная индивидуальными различия­ми в темпераментах, является чаще всего природно обуслов­ленной, т. е. зависит от врожденных особенностей нервной системы человека. Поэтому такую внутреннюю эмоцио­нальную реакцию некоторых людей на обстоятельства надо принимать как должное и просто привыкать к ней как к неизбежной.

Но есть эмоциональность и другого рода, представляю­щая собой дурные привычки, сложившиеся в процессе жизни человека. Такими реакциями он, в принципе, в со­стоянии управлять, но для этого ему нужно знать их при­чину, выработав у себя новую, более адекватную форму эмоционального реагирования на те же самые жизненные обстоятельства.

Первый шаг на пути избавления от подобного рода эмо­ций состоит в том, чтобы узнать и почувствовать, когда, при каких обстоятельствах соответствующие неадекват­ные эмоциональные реакции возникают и как они разви­ваются, выходя за пределы разумного. В связи с этим вы должны ответить на следующие вопросы:

1. Есть ли у меня неадекватные эмоциональные реакции?

2. При каких обстоятельствах они возникают?

3. В чём эти реакции проявляются?

4. Как можно практически воздействовать на эти реакции? Ответить на эти вопросы можно, проанализировав свое

поведение в жизненных различных ситуациях, поговорив с близкими, прослушав записи собственного голоса или просмотрев видеозаписи собственного поведения в ряде эмоциогенных ситуаций.

Собрав необходимые сведения, вы можете принять кон­кретное решение о том, как действовать в эмоциогенных ситуациях для того, чтобы предупредить, заблокировать или ослабить силу уже возникшей эмоции.

Внешнему проявлению эмоций обычно предшествуют определенные образы и мысли, которые обязательно нуж­но знать. Они, как правило, индивидуальны у разных лю­дей. Воздействовать на них легче, чем на сами эмоции, используя, например, методику аутотренинга.

Пути предупреждения эмоций сугубо индивидуальны. Найти их можно, только постоянно экспериментируя над собой.

Но в любом случае успех не приходит сразу. Требуется большая, систематическая и настойчивая работа челове­ка над собой, так как нежелательные эмоциональные ре­акции, от которых хочется избавиться, представляют со­бой довольно устойчивые жизненные привычки, психоло­гические установки, автоматически возникающие на подсознательном уровне и реализуемые вне непосред­ственного сознательного и волевого контроля со стороны человека.

С собственными эмоциями, к сожалению, нам часто приходится иметь дело не тогда, когда они возникают, а уже тогда, когда они существуют и действуют, и мы нахо­димся в их власти. Тем не менее необходимо научиться сдерживать, блокировать их, не давать развиваться даль­ше. Здесь, однако, требуется иная тактика поведения.

При возникновении эмоции нужно постараться отвлечь­ся от причин, ее вызывающих, и сосредоточить свое вни­мание на самой эмоции, поставив перед собой цель, сдер­жать ее, не дать разрастись и проявиться вовне. Хорошим отвлекающим приёмом может служить переключение вни­мания на какой-либо объект или дело, связанное с другой, не менее актуальной потребностью. Если, например, вы получили плохую оценку и сильно переживаете, вспомни­те, что вы давно собирались встретиться с другом детства или купить какую-то вещь. Переключитесь на эти заня­тия, это отвлечет вас от неприятного события и успокоит.

здесь вполне могут оказаться полезными специальные ^поажнения например, расслабление отдельных групп мышц и тела в целом, повторение фраз самоуспокоитель­ного типа: «Я спокоен», «Я сдерживаю свои эмоции», «Я расслаблен», «Мне становится лучше» и некоторых дру­гих.

Уже возникшая эмоция исчезает не сразу, и для полно­го эмоционального самоуспокоения требуется от 10-15 минут до нескольких часов. Вначале, когда эмоция охва­тывает человека и он пытается её сдержать, кажется, что и мышечное расслабление, и самовнушение ничем не по­могают. Но на самом деле это не так. Просто эмоции свя­заны с мышцами, которые крайне медленно сокращаются и расслабляются. В момент самовнушения обычно идет длительная внутренняя борьба между факторами, сохра­няющими (усиливающими) эмоцию, и факторами, кото­рые ей препятствуют. Эта борьба требует как минимум нескольких минут. Обычно она кончается победой чело­века, если он, не отвлекая свое внимание от эмоции, на­стойчиво пытается её погасить.

Внутренняя победа человека над собственной эмоцией проявляется, в частности, в том, что он начинает чувство­вать себя спокойнее, физически и психологически рас­слабленным. Дальше для того, чтобы окончательно пога­сить эмоцию, требуется только продержать ее и связан­ные с ней состояния в течение определенного времени, причем такое время обычно равняется тому, которое не­обходимо, чтобы психологически добиться важного пере­лома в динамическом развитии эмоционального состоя­ния.

Эмоции в своих проявлениях тесно связаны с поведе­нием человека, причем эта связь двухсторонняя. С одной стороны, эмоции проявляются в поведении и фактически управляют им, с другой стороны, поведение влияет на эмоции, ослабляя или усиливая их.

Когда мы говорим о практической психологии, то име­ем в виду не только психологические воздействия челове­ка на самого себя, но и возможность оказывать влияние на других людей. Окружающих мы воспринимаем иначе, чем самих себя, поэтому и оказание психологического воз­действия на них несколько отличается от влияния на себя. Категорически запрещается экспериментировать над людьми ради любопытства, а также тогда, когда вы не уве­рены в положительных результатах своего эксперимента, не в состоянии контролировать ситуацию, не обладаете необходимыми для этого психологическими знаниями. Запрещается также при оказании влияния на людей пользоваться научно не обоснованными, не проверенны­ми специалистами методами психологического воздей­ствия, включая и тесты, с помощью которых можно полу­чить сведения, психологически травмирующие людей. Запрещается, например, пользоваться техникой гипноза, психоанализом, вообще любыми методами психологичес­кого воздействия тем людям, которые не имеют государ­ственного диплома о специальном высшем медицинском или психологическом образовании соответствующего об­разца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: