Для того чтобы убедиться в силе воздействия поставленной цели, предлагаем следующее упражнение: встаньте и вытяните руки вперед, параллельно полу, затем повернитесь всем корпусом назад и зафиксируйте взглядом то место, до которого удалось повернуться. Вернитесь в исходное положение и закройте глаза. Представьте себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. Откройте глаза и вновь повернитесь всем корпусом назад. А теперь сравните, насколько дальше вам удалось повернуться, когда вы поставили перед собой конкретную и реально достижимую цель. Сознательный выбор и правильная постановка цели значительно облегчают ее достижение.
Обучение этапам и правилам целеполагания.
1ЭТАП
Студентам предлагается составить список того, о чем они мечтают, думая о будущем, кем хотят стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Студенты при этом должны соблюдать правила целеполагания постановки целей, которые даются под запись.
Правила целеполагания:
|
|
1. Формируйте свои мечты в позитивных терминах —• не пишите, чего бы вы хотели, только то, к чему вы стре-
2. Будьте предельно конкретны, постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково на ощупь, чем чувственно богаче ваше описание, тем лучше задействуется мозг для достижения цели.
3. Постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли цели.
4. Важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас, не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать, и тогда все будет хорошо, то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим.
5. Подумайте о последствиях: не нанесут ли ваши сегодняшние цели ущерба другим людям? Ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим.
Эти правила нужно запомнить и учитывать всегда, определяя для себя какие-либо цели.
Инструкция:
А сейчас устройтесь поудобнее, не ставьте себе никаких ограничений. Сосредоточьтесь, в течение 10-15 минут заставьте свою ручку беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию, чувствуйте себя хозяином своей судьбы, дайте волю воображению. Итак: ваше будущее и связанные с ним цели, желания, планы. Приготовьтесь, начали!
2 ЭТАП
Посмотрите составленный список, определите, какова временная перспектива ваших целей. Запишите, хотите ли вы иметь все то, что вы написали, сразу же после окончания ВУЗа, или эти цели относятся к отдаленному будущему. Соответственно, в первом случае надо подумать о дальнейшей перспективе, а во втором — о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление о первом шаге и о последнем.
|
|
ЗЭТАП
Теперь из всего того, что вы написали, выберите четыре самые важные на ближайшие два года цели. Это то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите четыре цели.
Теперь запишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что добиться чего угодно можно тогда, когда у вас есть для этого серьезные основания, уверенность в необходимости достижения результата. Эти веские основания будут говорить о том, что вами движет не просто интерес, а необходимость. Значит, вы найдете и способ достижения цели.
4 ЭТАП
Вновь просмотрите ваши записи и определите, соответствуют ли они тем правилам, с которыми мы знакомились и которые вы записали. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления ввести.
Приведите цели в точное соответствие с правилами.
Упражнение 1 «Мои ресурсы»
Составьте список необходимых для достижения цели ресурсов, которыми вы обладаете. Опишите, что у вас уже есть. Это могут быть какие-то черты характера, знания, умения, люди, которые вам помогут, финансовые ресурсы, время, которым вы располагаете, и т. п., ведь перед каждой плодотворной работой надо точно знать, какие в наличии материалы и инструменты.
Упражнение 2 «В основе успеха»
Попробуйте припомнить те случаи из жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это может быть любое событие.
Какие из перечисленных ресурсов вы использовали максимально эффективно?
Припомните 3-5 таких случаев. Запишите их. Зафиксируйте на бумаге, что вы тогда делали, какие свои качества, возможности, ресурсы вы тогда использовали. Что еще влияло на ваши ощущения успеха?
Упражнение 3 «Препятствия»
В нескольких тезисах сформулируйте, что препятствует тому, чтобы иметь все то, о чем вы мечтаете и к чему стремитесь, прямо сейчас. Что конкретно вам мешает? Что ограничивает? Чего вам не хватает для того, чтобы сделать первые шаги, которые могут быть следующими (записать)?
При необходимости ведущий сопровождает задание комментариями: «Возможно, вы не умеете планировать свое время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации. Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, сосредоточены на чем-то одном и упускаете все остальное. Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится? Вспомните. Бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе плохой исход какого-то дела и именно поэтому вообще за него не брались. Наверное, у каждого человека есть свои способы ставить себе ограничения, свои личные «излюбленные стратегии, ведущие к поражению». Но если мы это осознаем, то можем избавиться от таких ограничений. Подумайте об этом.
Упражнения «Достижение цели»
Опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть собранным, дисциплинированным, а может быть, наоборот, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку. Подумайте и заполните такими записями о своей личности как минимум одну страничку.
Следующий шаг — составление плана действий для достижения этих целей. Цель может быть общей, например, приобретение профессии, могут быть и промежуточные цели — повышение успеваемости по какому-то предмету, развитие определенного качества личности и т. д.
Упражнение 1 «План достижения цели»
|
|
Вам необходимо для каждой из четырех поставленных целей составить план ее достижения. Вначале составляется черновик пошагового плана. Начните с конечного результата, а потом, шаг за шагом, спланируйте весь путь, вплоть до того, что вы можете сделать прямо сегодня по этому плану. Если такой вариант сложен, то можно начать составлять план с того, что, подумав о цели, решить, что самое первое вы должны сделать, чтобы ее достичь?
В любом варианте необходимо составить пошаговый план достижения этой цели, который включал бы сегодняшний день. Пользуйтесь опорной схемой.
Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что уже сегодня мешает иметь то, к чему вы стремитесь. Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над чем уже сейчас можно работать, чтобы изменить ситуацию. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.
Упражнение 2 «Реализация плана»
Тщательно и ответственно.разработайте план реализации своих намерений в чистовом варианте. Намерения ваши отражены в ваших четырех целях. Оцените, какой из четырех планов необходимо выполнить в первую очередь и т. д. и какой — в последнюю.
Следующий этап — психологический настрой на успешную реализацию плана. Действия, направленные на реализацию плана, могут меняться в зависимости от ситуации, неизменной должна оставаться уверенность в успехе.
Вам предлагается 4 упражнения, направленные на активизацию внутренних ресурсов личности для достижения успеха.
Упражнение 1 «Совет»
Давайте сделаем следующее: каждый из вас попытается смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь. Этими людьми могут быть те, кого вы хорошо знаете, а могут быть и просто известные люди, добившиеся необыкновенных успехов в жизни. Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к успеху. После этого закройте глаза и представьте себе как можно ярче каждого из описанных людей. Представили? Каждый из них собирается дать вам совет, как лучше достичь цели. Попробуйте услышать его и запишите основную идею того, что они скажут.
|
|
Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть — о том, как освободиться от собственных ограничений. Пишите первое, что придет вам в голову. Даже если вы не знаете этих людей, они могут стать прекрасными советчиками.
Упражнение 2 «Уверенность»
Сделайте следующее полезное упражнение. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на размер, точность и качество этой «картинки», те движения, звуки. Переживания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали, создайте внутреннюю картинку — что будет. Если вы достигнете этого результата, мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, рас-крашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас чувствуете себя по-другому — более уверенными в успехе, чем это было, когда вы сформулировали свою цель впервые. Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы ваш мозг мог создать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем пережитого, ясная внутренняя картина и переживание желаемого будущего чрезвычайно важны.
Упражнение 3 «Удачный день»
Нарисуйте мысленно свой идеальный день. Хорошо иметь много разных целей, но в определенном смысле лучше иметь целостное представление о том, что они все вместе будут для вас означать. Итак, представьте идеальный, очень удачный день. Кто с вами? Чем заняты? Когда и как вы проснулись утром, что происходит дальше вплоть до самого конца дня. Опишите все в тетради.
Упражнение 4 «Идеальное профессиональное окружение»
Опишите ваше идеальное профессиональное окружение. Определитесь с местом, не ставя себе никаких ограничений. Где вы? За рулем, в цехе завода, на открытом воздухе, в шикарном офисе или в своей квартире? Что под рукой — компьютер, рояль, чашка кофе? Какие люди вас окружают? Помните при этом, что мозгу необходим четкий, ясный сигнал, чтобы заработал механизм автоматической настройки вашего организма на достижение цели.
Именно для этого необходимы и полезны все эти упражнения.
Запомните: если вы не задаете себе собственных задач по достижению каких-то результатов, к которым стремитесь, кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план.
Вначале выполнять все эти упражнения непросто, но потом становится не только легко, но и интересно.
Упражнение «Фокусировка»
Цель:
• исследование особенностей одного из стилей решения
проблем — «фокусировки».
Оснащение: большие листы бумаги и маркеры или доска с мелом для того, чтобы можно было записывать основные пункты обсуждения. (Но не стоит сводить все упражнения лишь к записи.) Если нужно, подготовить распечатки. Процедура: «фокусировка» — это достаточно простой метод решения проблем посредством релаксации и фокусировки на чувствах. Данный процесс, когда тело и разум приходят в расслабленное состояние, довольно прост, его результатом является «прочувствованное осмысление» проблемы. Фокусировка способствует естественному ходу процесса решения проблем. Фокусировка:
1. Сядьте поудобнее и несколько минут глубоко вдыхайте. Позвольте себе полностью расслабиться. Отслеживайте появляющиеся у вас мысли и чувства. Медленно и спокойно подумайте о каждой мысли и каждом чувстве.
2. Подумав обо всех мыслях и чувствах, пришедших вам в голову, придумайте какой-нибудь способ, при помощи которого можно было бы их «упаковать». Некоторым людям легче всего представить, как они упаковывают их в отдельные свертки. Другие представляют, как они складывают их в коробки и перевязывают веревками. Независимо оттого, каким образом это будете делать вы, пусть каждая ваша мысль и каждое ваше чувство окажутся упакованными. Затем представьте, что все ваши запакованные мысли и чувства лежат прямо перед вами. Почувствуйте спокойствие, возникающее, когда все ваши мысли и чувства оказываются запакованными.
3. А сейчас мысленно посмотрите на все эти упаковки и найдите ту, которая требует вашего внимания. В вашем внимании могут нуждаться несколько упаковок, но попытайтесь все же сфокусироваться на той, которая более всего в нем нуждается.
4. А сейчас начните распаковывать выбранную вами упаковку. Но не спешите сразу же давать название или с чем-то соотносить то, что окажется внутри нее. Вместо этого просто позвольте себе погрузиться в это.
5. Проведя несколько минут в таком состоянии, задайте себе следующий вопрос: «А какое чувство у меня ассоциируется с содержимым данной упаковки?» Не стремитесь сразу же вешать ярлык; сначала просто примерьтесь, попробуйте один-два возможных варианта. Пусть ярлык «появится» сам собою. Чувство, появляющееся таким образом, можно назвать «прочувствованным осмыслением» той или иной проблемы или вопроса, вызывающего сложности.
6. После того как у вас появилось «прочувствованное осмысление» проблемы, потратьте некоторое время на его исследование. Какие еще чувства ассоциируются с ним? Какие мысли?
7. Исследовав «прочувствованное осмысление», задайте себе следующий вопрос: а что, собственно говоря, составляет суть всей этой проблемы? Задав его, позвольте реальной проблеме, стоящей за всеми вашими мыслями, проявиться и всплыть на поверхность. Зачастую оказывается, что то, к чему вы пришли, абсолютно отлично от того, с чем вы начали работать.
8. Выделив суть проблемы, бегло обдумайте ее. Затем определите, каким будет ваш следующий шаг. Но не принимайте поспешных решений. Перед тем, как останавливаться на каком-то варианте, мысленно переберите все остальные возможные варианты. Ваша задача — не выбирать, какой шаг вы должны будете сделать следующим, а просто дать ему возможность возникнуть. Как только вы определитесь с тем, какие действия вам нужно будет предпринять, это будет момент, обозначающий завершение данного упражнения.
9. Сделайте несколько глубоких вдохов. Не спеша расслабьтесь и возвращайтесь в круг.
Завершение: участникам дается 5 минут на вопросы, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и вообще проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения данного упражнения.
Обсуждение упражнения: каждый участник по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось. Ведущий также высказывает свое мнение.
Упражнение «Здесь и сейчас»
Цели:
• исследование приемов, позволяющих оставаться «здесь и сейчас»;
• развитие навыка оставаться в настоящем.
Нам очень легко жить в прошлом или предвкушать будущее. Надо попытаться просто остаться в настоящем. Это, как оказывается на деле, не так уж и легко.
Все участники разбиваются на пары, члены каждой пары садятся друг против друга. Каждый участник должен произнести несколько фраз, начинающихся со слова «Сейчас...» и заканчивающихся каким-то сообщением о себе, например: «Сейчас я испытываю чувство голода... сейчас я думаю о том, чем мы будем заниматься во второй половине дня... Сейчас я осознаю, что мне холодно... Сейчас мне стало чуть теплее...». Важно, чтобы участники отслеживали то, каким образом меняется фокус их внимания по мере того, как они обращаются к своим чувствам, мыслям или действиям. Через 5 минут участники меняются ролями.
После этого, ведущий просит сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения: как участники его выполняли и что при этом чувствовали. Процесс, при выполнении данного упражнения, более важен, чем содержание того, что говорили участники, его выполняя.
При обсуждении необходимо попросить всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя данное упражнение.
Упражнение «По секрету»
Цели:
• обучение постановки цели;
• отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.
У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас неправильно поймут окружающие, начнут высмеивать или будут завидовать и т. д. Сегодня вы сформулируете основные цели, которых вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги необходимо предпринять. Затем вы выберете человека, которому больше всех доверяете в нашей группе, и поделитесь с ним своими планами на будущее. Постарайтесь быть максимально откровенными, ведь вы уже поняли, что это лучший способ получить понимание и поддержку. Поэтому выскажите свои самые сокровенные желания, самые тайные цели, о которых вы боитесь рассказать другим людям, ведь вы знаете, что это останется только между вами, так как ваш партнер умеет хранить секреты. Будьте откровенны с собой и с тем человеком, которого вы выберете в качестве партнера для этого этюда.
Упражнение «Принцип»
Цели:
• обучение постановке цели;
• отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.
Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.
Мы начнем с того, что выясним, что именно вы на самом деле хотите изменить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче.
На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград —■ от простого неумения думать о себе до внутренних конфликтов и проблем, настолько глубоко похороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим. Существует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой смеяться...»
А. Расслабление.
—• Любая проблема, любая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмерным словом «стресс», вызывает мышечное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг: чем важнее для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся (не специально, так получается почти автоматически), чем больше напряжение, тем труднее решить проблему, чем труднее решить, тем... И так далее. Поэтому очень важно научиться расслабляться и делать это всегда, как только почувствуете напряжение.
Изо всех сил напрягите сразу все мышцы.
Сохраняйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение.
Пусть ваше тело обмякнет.
Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите несколько минут просто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и спокойно.
Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упражнение. Обычно это происходит через две-три минуты. Не принуждайте себя.
Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» — и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос.
Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляйте движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происходит помимо вашей воли.
Б. Включение воли.
— А теперь — внимание! Полный свет. Ритмичная музыка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным человеком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать.
Вы берете лист бумаги и решительно пишете сверху (или уверенно говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...» —...и за 3 минуты (не больше, но и не меньше — будильник или таймер психолог должен поставить заранее, чтобы во время выполнения задания об этом не думать) вновь выскажите все что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.
Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себя в состояние спокойствия и умиротворения. Посидите так немного. Почувствуйте, как вам хорошо, как тепло распространяется по вашему телу. Представьте себя в маленьком театре. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек — вы. Такой, каким вы себе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы такой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно.
Сейчас вы должны будете поставить спектакль, где он будет играть главную роль. Вы увидите его в разных ситуациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что привлекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения.
Вспомните такие недавние события своей жизни, где вы действовали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьмите ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я — Он (Она)».
На одном листе написано: «Чего я хочу на самом деле?», на втором: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...», на третьем: «Я — Он». Работайте с ними именно в этом порядке.
Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы записали, и, если надо, дополните. Ничего не вычеркивайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыдущий. Прошу вас, ничего не исправляйте, каким бы странным и нелепым вам сегодня все это ни казалось.
После того как вы внесете все дополнения, вновь просмотрите свои записи и из каждого списка выберите по три «самых желанных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто выберите и поверьте, что они для вас — самые главные.
Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, насколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках феи и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и выберите три самых-самых... А если затрудняетесь в выборе, то ткните пальцем в первые попавшиеся. С достижения этих трех и начинайте новую жизнь.
В. Шаги к цели.
Первый шаг: анализ цели. Спросите себя: что значит достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться?
Второй шаг: оцените и запишите, на каком этапе осуществления цели вы сейчас находитесь, что вы уже знаете, умеете, можете.
Третий шаг: оцените свои возможности.
Четвертый шаг: решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели.
Пятый шаг: точная конкретизация каждого из действий по времени.
Шестой шаг: осуществление того, что вы наметили.
Седьмой шаг: проверка и контроль результатов.
Лучше всего завести таблицу и записывать в ней по горизонтали, что вы делаете, а по вертикали — временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы делаете это каждый день, отмечая, выполнили вы данные себе обещания или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожицы или, например, рожицы с гордо вздернутым или уныло опущенным носом.
Важно, чтобы вы сами видели, удается ли вам что-нибудь или нет, и вовремя поняли, почему ничего не получается.
Упражнение «Круг субличностей»
Цель:
• обучение распознаванию, идентификации своего внутреннего голоса (субличности).
Субличностями в системе Роберто Ассаджоли были названы внутренние голоса. Их количество и особенности могут быть различными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания всей личности. Эти упражнения помогают распознать, идентифицировать свои внутренние голоса.
1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «чего бы мне хотелось ко дню рождения». Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, я приведу наиболее часто встречающиеся желания: не болеть; быть хорошим родителем; иметь много денег; закончить учебу; достигнуть успеха в работе, бизнесе; любить; быть любимым; получить хорошее образование и т. д.
2. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас несущественны?
3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), посмотрите список и выберите пять-шесть самых су-
щественных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее — «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность: «Что подумают люди?»
4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — Ваше Я. А в самом кольце поместите те пять-шесть субличностей, которые являются вашими желаниями.
5. Нарисуйте цветными мелками символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.
6. Когда вы закончите рисовать, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Лекарь, Знаток. Другие могут быть романтичнее: Девушка из провинции, Лель, Мисс Божество и т. д. Важно придумать свои собственные названия, имеющие для вас особый смысл. Теперь раскрасьте свое Я.
Затем ведущий предъявляет тему желаний. Члены группы обсуждают важность желаний для своей жизни, участникам предлагается сфокусироваться на любой мечте или желании, которые они хотели бы видеть исполненными. В отведенном пространстве иллюстрации они зарисовывают свое желание, как будто задуманное в день рождения.
Обсуждение:
Студенты делятся своими желаниями и рассказывают, почему хотят видеть их сбывшимися.
Ведущий стимулирует студентов к разговору о том, как раскрывается при этом каждый из них. Участники побуждаются к комментариям относительно дополнительных желаний, которые, по их мнению, необходимо исполнить каждому участнику для удовлетворения своих потребностей. По мере развития дискуссии обычно усиливаются позитивные чувства. Это упражнение носит мягкий, безопасный характер.
Упражнение «Расходование и планирование во времени»
Цель:
• развитие навыка планирования и распределения во
времени.
Любое планирование неразрывно связано с распределением во времени.
В предложенной далее методике показателем использования времени является параметр реалистичности в планировании. Разработанная С.Я. Рубенштейном методика, направлена на изучение особенностей расходования и планирования времени.
Бланк ответов
Пункт | Сон | Фактическое | Желаемое |
Длительность аудиторных занятий | |||
Транспорт | |||
Еда (кроме ее приготовления) | |||
Забота о внешности (прическа, бритье, выбор и подготовка одежды и т.д.) | |||
Покупка и поиски нужных предметов в магазинах | |||
Самообслуживание (приготовление пиши, уборка, стирка и т. д.) | |||
Забота о детях и родственниках (уход, воспитание и т. д.) | |||
Общение с близкими и друзьями (посещение и прием гостей беседы лично и по телефону) | |||
Самостоятельная учебная работа дома и в библиотеке, конспектирование, подготовка к коллоквиумам, семинарам и т.д. | |||
Общественная деятельность | |||
Участие в НСО и научных кружках | |||
12. | Чтение художественной литературы и газет | ||
13. | Посещение театров,кино,выставок и т.д. | ||
14. | Радио и телевидение | ||
15. | Прогулки по городу,лесу | ||
16. | Физкультура (зарядка, секции, бег, участие в соревнованиях) | ||
17. | Игры (шахматы, карты, футбол и т.д.) | ||
18. | Полный отдых (отсутствие всякой деятельности) |
Первая инструкция испытуемому:
«Перед Вами список дел, на которые обычно расходует время современный студент. Вам нужно воспроизвести расходы времени за 20 дней без учета выходных. 20 дней — это 480 часов. Время следует указать приблизительно, в целом за 20 дней. Например, если Вы спите 8 часов, тогда в графе «сон» укажите общее число — 160 ч., если 6 часов — то общее число 120 ч. и т. д.
Помните, Вам следует указывать, как фактически Вы используете время».
После того как все расходы будут указаны, испытуемому предлагается
Вторая инструкция:
«Теперь составьте новый план расходов времени. Укажите, как Вы хотели бы использовать время по собственному желанию (если бы вы не зависели от обстоятельств или имели другие условия). Теперь Вы указываете желаемое распределение времени».
Обработка результатов
Каждому участнику эксперимента предлагается вычислить сумму общих расходов и написать небольшое эссе, в котором высказать свои чувства и мысли по поводу полученных результатов планирования, указать, какими способами пользуется студент в планировании своего времени; на какой срок планирует свое время.
Составить сводную таблицу по показателю реалистических расходов времени. Пользуясь гистограммами, показать динамику изменений между фактическим и желаемым планированием времени.