При изучении литературы к данному модулю студенты должны проследить различия между отечественными психологами в представлениях как о личности в целом, так и о ее основных компонентах: темпераменте, характере, способностях, мотивационной сфере, самосознании. Студенты должны хорошо знать определения основных терминов, изучаемых в этой части курса.
Контрольные вопросы к модулю 1.
Тема 1. Понятие личности в отечественной психологии
1. Что отличает личность от индивида?
2. Чем различаются понятия личность и индивидуальность?
3. Как определяет личность С.Л Рубинштейн?
4. Как определяет личность Л.И.Анцыферова?
5. Чем различаются понятия личность и субъект деятельности?
6. Каковы критерии для оценки уровня развития личности?
7. Каковы критерии для оценки содержания и уровня теорий личности?
Тема 2. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
1. Как соотносятся понятия индивидуальности, субъекта деятельности и личности в концепции Б.Г.Ананьева?
2. Какие уровни интегральной индивидуальности выделил В.С.Мерлин?
|
|
3. Что такое метаиндивидуальность и интраиндивидуальность, по В.С.Мерлину?
4. Что означают понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности по Л.Я.Дорфману?
5. Почему А.Г.Асмолов рассматривает индивидуальность как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире?
6. Какие факторы способствуют развитию индивидуальности?
Тема 3. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ
1.В чем состоит сущность структурного подхода в психологии личности?
2. В чем разница между эмпирическим и теоретическим способами построения структуры личности?
3. Какие уровни выделяет К.К.Платонов в своей динамической функциональной структуре личности?
4. Что находится на этих уровнях?
5. Какова структура личности в концепции В.С.Мерлина?
6. Что стоит за понятием симптомокомплекса?
Тема 4. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНА
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1. В чем состоят недостатки типологического подхода к исследованию темперамента?
2. Каковы отличительные признаки свойств темперамента по В.С.Мерлину?
3. Какова взаимосвязь между свойствами нервной системы и свойствами темперамента?
4. Что такое эмоциональная возбудимость и сила эмоций?
5. Что такое реактивность и активность?
6. Что такое ригидность?
7. Какие свойства темперамента описал В.М.Русалов?
8. Как происходит развитие свойств темперамента в детском возрасте?
9. Какие факторы маскируют проявление темперамента в поведении человека?
Тема 5. ХАРАКТЕР КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1. В чем состоит отличия черт характера от свойств темперамента?
2. Что понимал А.Ф.Лазурский под понятиями эндопсихики и экзопсихики?
|
|
3. Каковы психические уровни развития личности и критерии для их определения по А.Ф.Лазурскому?
4. Что нового в понимание отношений личности внес В.Н.Мясищев?
5. В чем состоит социально-типичное и индивидуально-своеобразное в характере?
6. В чем состоит акцентуация черт характера по К.Леонгарду?
7. Какие типы акцентуаций описал К.Леонгард?
Тема 6. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
1. Что такое “потребность”, “мотив” и каково соотношение между ними?
2. Чем различаются активационная и гомеостатическая модели мотивации поведения человека?
3. Каковы основные проблемы психологии мотивации по Х.Хекхаузену?
4. Чем различаются осознанные и неосознанные мотивы поведения?
5. Какие виды установок описал А.Г.Асмолов?
6. Чем отличаются внутренние и внешние мотивы поведения?
7. Что такое смыслообразующие, знаемые и действенные мотивы по А.Н.Леонтьеву?
Тема 7. СПОСОБНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОДУКТИВНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
1. Каковы отличительные признаки способностей по Б.М.Теплову?
2. Каково соотношение между задатками и способностями?
3. Какова структура способностей по С.Л.Рубинштейну?
4. Какие виды способностей выделял К.К.Платонов?
5. Что понимается под общими и специальными способностями?
6. Что такое одаренность как она связана со способностями?
7. Какие типы интеллектуальной одаренности описала М.А.Холодная?
8. Чем отличаются модели интеллекта Ч.Спирмена и Л.Терстоуна?
9. Каково строение модели интеллекта Дж.Гилфорда?
Тема 8. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1. Каково соотношение между сознанием и самосознанием?
2. Какие стадии развития самосознания выделил В.С.Мерлин?
3. Какие факторы способствуют развитию самосознания личности?
4. В чем состоят функции самосознания?
5. Что такое “Я-образ”?
6. Какие компоненты Я-концепции выделил Э. Бернс?
7. Что такое самоотношение личности?