Глава II. Связь читателеведения с другими науками

Исследовательская проблематика современного книговедения складывается на основе понятий и методов, заимствованных из таких наук, как социология, психология, литературоведение, педагогика, история и т. п. Было время, когда науку о книге сводили к библиосоциологии, библиопсихологии, библиопедагогике и ограничивали названными науками. Ныне, когда их категории полностью усвоены книговедением, неверно говорить лишь о взаимодействии науки о книге с указанными дисциплинами: применявшиеся в них книговедческие понятия фактически вошли в науку о книге и, заново сформировавшись в ней, стали ее неотъемлемой частью. Процесс наиболее отчетливо прослеживается в социологии книги, которая является не просто частью социологии, как можно было бы предполагать, исходя из названия, а проблематикой книги, исследуемой с помощью социологических методов и являющегося частью (точнее аспектом, точкой зрения, «параметром») науки о книге.

Некоторую автономию сохраняет ряд библиологических проблем, пограничных с психологией (психология чтения, восприятие текста, понимание и оценка текста, результативность чтения и т. д.), так и с социологией (социология чтения, социология профессий, связанных с книгой и т. д.), педагогикой (воспитательные аспекты работы с книгой). Проблемы обогащают книговедческую теорию и практику, что особенно заметно в читателеведении, которое изучает читателя — покупателя и библиофила, читателя — абонента библиотек. Знание социологических, психологических и педагогических факторов распространения, восприятия и усвоения книги являются главным элементом характеристики читателя. При изучении восприятия книги читателем сталкиваются, становятся пограничными интересы книговеда, литературоведа, социолога, психолога, педагога, историка, философа. Однако у книговедения четко очерчено поле исследования: оно настолько автономно, что обуславливает самостоятельную роль книговедения, выводя его из рамок вспомогательной дисциплины в числе других наук.

Это прекрасно понимали те книговеды, которые связывали читательскую проблематику с психологией (Н. А. Рубакин), социологией (Н. А. Рубакин, Д. Балика), педагогикой (Д. Балика, Д. Сакульский, Л. Быковский), литературоведением (А. И. Белецкий, В. А. Келтуялла, П. Боборыкин и др.).

Знания о процессах чтения, их влиянии на читателя можно получить благодаря применению понятийного аппарата и методов смежных наук, вследствие чего результаты взаимно дополняются и уточняются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: