С позиций читателеведения представляет интерес социологическая проблематика (социология чтения, социология читателя и т. д.). Здесь наиболее полно отражается социальная обусловленность и реальная функция книги, распространяемой через библиотеки, магазины, путем межличностного общения и публикаций в периодической печати.
Как уже сказано выше, книговед оценивает произведение печати с позиции реального или потенциального читателя: что и как читает, почему читает, сколько времени отводит на чтение книг и периодических изданий, сколько денег тратит на приобретение книг; кто помогает встрече с книгой — вот лишь некоторые вопросы, возникающие при изучении читателя и чтения.
Изучение читателя — процесс многосторонний и трудоемкий, поскольку прямому наблюдению доступен физический, но не психологический аспект, а статистические данные раскрывают в основном социальные направления чтения. Мотивы, цели, манеру, потребность в чтении, чтение как процесс обучения, чтение-удовольствие и другие аспекты можно выяснить лишь с помощью социологических и психологических методов. Поэтому исследования читателя и чтения имеют прямое отношение к социологии и психологии. Отсутствие социально-психологических методов при изучении читателя и чтения могут привести к переоценке читательской деятельности индивида или группы читателей в том случае, когда факты пользования печатными источниками безотносительно к функциональным установкам читателей (покупателей) приравниваются к чтению и служат основанием для разговора о читательских интересах.
|
|
Впервые социологический подход в изучении читателей и чтения был предложен Н. А. Рубакиным: «История читающей публики — одна из интереснейших и ярких страниц из истории общественного развития». Он подчеркивал: никто так не может характеризовать степень общественного развития, степень общественной культуры общества, как уровень читающей публики в данный исторический момент [28].По существу, русский ученый первым стал изучать книги с точки зрения их восприятия различными социальными группами читателей. По его мнению условия социальной среды и характер труда являются важнейшими факторами, влияющими на чтение и восприятие прочитанного. Его программа изучения читателей была построена таким образом, чтобы получить сведения о том, какие книги и в каких слоях общества находят наиболее благоприятный отклик.
Если до Н. А. Рубакина читателя изучали «вообще», то он первым дифференцировал читателей по социальным слоям общества и выделил из «командующих и привилегированных классов».
Идеи и мысли Н. А. Рубакина учитываются и сегодня при проведении крупных социологических исследований читательской проблематики. Это прежде всего изучение отдельных читательских индивидуальностей при одновременном изучении всей массы читателей какого-либо социального слоя: выяснение особенностей жизни читателей, использование методов наблюдения, беседы, отзывов, анализ библиотечной статистики и документации. Сегодня в социологии применяется «формула Рубакина» при определении «читаемости» произведений конкретного писателя.
|
|
Н. А. Рубакин первым из книговедов начал разрабатывать типологию книги. Основой типологии он предложил сделать разработанные им принципы библиопсихологии, представляющие интерес для современных социологов и психологов чтения. Известно его утверждение, что «изучение читающей толпы в разные исторические моменты, в разных слоях общества, в разных ее проявлениях имеет громадный научный социологический интерес, не говоря уже о чисто практических выводах, которые сами собой вытекают из этого изучения. История читающей публики — это история общественного мнения, история критической и творческой мысли» [28].
В работах Н.А. Рубакина содержатся идеи и конкретные ценные указания о принципах, методах и организации изучения читателей. Монография «Этюды о русской читающей публике» содержит интересные и содержательные характеристики различных читательских групп дореволюционной России. В ней автор по существу подвел итоги крупного социологического изучения. Выделив читателей: а) из командующих и привилегированных классов (дворян, чиновников, духовенства, купечества, офицерства, интеллигенции); б) из «народа» (рабочих, крестьян, солдат), пользуясь этой классификацией, (основанной на социальных слоях общества), он сделал анализ каждой читательской группы, предварительно подробно охарактеризовав «книжную обстановку» в России. Получилась мрачная картина развития и состояния издательского, книготоргового и библиотечного дела того времени. В процессе характеристики читателей дан ряд прогрессивных заключений, одно из них — народ «воспитывался на отсутствии книг... на почве книжного оскудения».
Если до Н. А. Рубакина изучали в основном недифференцированного читателя, то в последующие годы появляются попытки исследования отдельных групп читателей-рабочих и крестьян (по развитию и степени классового сознания), наблюдаются факты перехода от односторонних статистических наблюдений к разностороннему изучению читателей многими методами, с учетом условий труда и быта населения.
Идеи великого читателеведа были широко использованы О. В. Кайдановой, руководителем Тифлисской женской воскресной школы, в которой специальный кружок изучил читательские интересы таких социальных групп, как рабочие, ремесленники, кустари, солдаты, «лица интеллигентных профессий», учащиеся начальных и средних учебных заведений.
Можно привести и другие примеры, скажем работу петербургских Смоленских вечерних классов (первая половина 90-х гг. ХIХ в.). Здесь контингент учащихся состоял из рабочих и работниц текстильных, машиностроительных и иных фабрик и заводов, а изучение читателей велось в тесной связи с культурно-просветительской, пропагандистской и агитационной работой, служащей развитию классового самосознания.
В последующие годы именно социологические исследования читателей и чтения конкретных социальных групп получили наибольшее распространение.
Большой вклад в разработку идей социологического изучения читателей и чтения внес М. Н. Куфаев. В работе «Книга в процессе общения» он говорит, что в ней (книге) существует два начала — индивидуальное и социальное, которые сливаются в ней, и слияние это происходит в материальной сущности книги, в циркуляции книги, в процессе книжного общения людей [20].
|
|
Оригинальны высказанные М. Н. Куфаевым мысли о социальности слова, письма, даже шрифта книги. «Видимые знаки, — пишет М. Н. Куфаев, — печатный или рукописный шрифт... являются социальными жестами, выработанными в человеческом коллективе и принятыми его традицией». И далее: «Общение в книжном процессе носит... социальный характер, сообщается в книге автор и читающая среда». Он был убежден в «материальном характере» процесса книжного общения, утверждая, что книга в процессе чтения возбуждает мысль читателя, связанную с воспринимаемым материальным выражением мысли автора, слитую со словами книги.
М. Н. Куфаев подчеркивает еще один социальный аспект: «...читатель иногда, в процессе нормального чтения и в результате преломления своего Я в книге, общается в этой самой книге, написанной индивидуальным автором, не с ним, не с индивидуальностью, а с социальным, с коллективом, со средой, к которой принадлежит автор» [19].
Вопрос о «классовом» восприятии литературных произведений затрагивается в работах И. Кубикова и П. Н. Сакулина.
Но настоящий размах получил социологический подход в читательской проблематике в 20-е годы XX века, когда проводились исследования структуры отдельных читательских групп нового общества в связи с вопросами труда, заработанной платы, экономического и семейного положения, условий быта. Здесь следует назвать прежде всего работы С. Струмилина, Е. Кабо, М. Лядова, Д. Лебедева, И. Рафаилова и других. Одновременно выходят публикации, подводящие итоги изучения читателей отдельных социальных групп.
Наибольшей широты социологические исследования читателей и чтения достигли в последней трети XX века, потому что они проводились в рамках нескольких научных направлений: структуры досуга и духовной жизни, чтения и читательских интересов, информационных потребностей и запросов различных социальных групп общества. Богатый материал был собран преимущественно Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина.
Очевидно, именно социологический анализ читателей и чтения вскрывает социальную природу читательских интересов, потребностей, вкусов, оценок и позволяет определить роль книги и чтения в формировании духовного мира людей.