Интеграция с социологией

С позиций читателеведения представляет интерес социологическая проблематика (социология чтения, социология читателя и т. д.). Здесь наиболее полно отражается социальная обусловленность и реальная функция книги, распространяемой через библиотеки, магазины, путем межличностного общения и публикаций в перио­дической печати.

Как уже сказано выше, книговед оценивает произведение печати с позиции реального или потенциального читателя: что и как читает, почему читает, сколько времени отводит на чтение книг и периодических изданий, сколько денег тратит на приобретение книг; кто помогает встрече с книгой — вот лишь некоторые вопросы, возникающие при изучении читателя и чтения.

Изучение читателя — процесс многосторонний и трудоемкий, поскольку прямому наблюдению доступен физический, но не психологический аспект, а статистические данные раскрывают в основном социальные направления чтения. Мотивы, цели, манеру, потребность в чтении, чтение как процесс обучения, чтение-удовольствие и другие аспекты можно выяснить лишь с помощью социологических и психологических методов. Поэтому исследования читателя и чтения имеют прямое отношение к социологии и психологии. Отсутствие социально-психологических методов при изучении читателя и чтения могут привести к переоценке читательской деятельности индивида или группы читателей в том случае, когда факты пользования печатными источниками безотносительно к функциональным установкам читателей (покупателей) приравниваются к чтению и служат основанием для разговора о читательских интересах.

Впервые социологический подход в изучении читателей и чтения был предложен Н. А. Рубакиным: «История читающей публики — одна из интереснейших и ярких страниц из истории общественного развития». Он подчеркивал: никто так не может характеризовать степень общественного развития, степень общественной культуры общества, как уровень читающей публики в данный исторический момент [28].По существу, русский ученый первым стал изучать книги с точки зрения их восприятия различными социальными группами читателей. По его мнению условия социальной среды и характер труда являются важнейшими факторами, влияющими на чтение и восприятие прочитанного. Его программа изучения читателей была построена таким образом, чтобы получить сведения о том, какие книги и в каких слоях общества находят наиболее благоприятный отклик.

Если до Н. А. Рубакина читателя изучали «вообще», то он первым дифференцировал читателей по социальным слоям общества и выделил из «командующих и привилегированных классов».

Идеи и мысли Н. А. Рубакина учитываются и сегодня при проведении крупных социологических исследований читательской проблематики. Это прежде всего изучение отдельных читательских индивидуальностей при одновременном изучении всей массы читателей какого-либо социального слоя: выяснение особенностей жизни читателей, использование методов наблюдения, беседы, отзывов, анализ библиотечной статистики и документации. Сегодня в социологии применяется «формула Рубакина» при определении «читаемости» произведений конкретного писателя.

Н. А. Рубакин первым из книговедов начал разрабатывать типологию книги. Основой типологии он предложил сделать разработанные им принципы библиопсихологии, представляющие интерес для современных социологов и психологов чтения. Известно его утверждение, что «изучение читающей толпы в разные исторические моменты, в разных слоях общества, в разных ее проявлениях имеет громадный научный социологический интерес, не говоря уже о чисто практических выводах, которые сами собой вытекают из этого изучения. История читающей публики — это история общественного мнения, история критической и творческой мысли» [28].

В работах Н.А. Рубакина содержатся идеи и конкретные ценные указания о принципах, методах и организации изучения читателей. Монография «Этюды о русской читающей публике» содержит интересные и содержательные характеристики различных читательских групп дореволюционной России. В ней автор по существу подвел итоги крупного социологического изучения. Выделив читателей: а) из командующих и привилегированных классов (дворян, чиновников, духовенства, купечества, офицерства, интеллигенции); б) из «народа» (рабочих, крестьян, солдат), пользуясь этой классификацией, (основанной на социальных слоях общества), он сделал анализ каждой читательской группы, предварительно подробно охарактеризовав «книжную обстановку» в России. Получилась мрачная картина развития и состояния издательского, книготоргового и библиотечного дела того времени. В процессе характеристики читателей дан ряд прогрессивных заключений, одно из них — народ «воспитывался на отсутствии книг... на почве книжного оскудения».

Если до Н. А. Рубакина изучали в основном недифференцированного читателя, то в последующие годы появляются попытки исследования отдельных групп читателей-рабочих и крестьян (по развитию и степени классового сознания), наблюдаются факты перехода от односторонних статистических наблюдений к разностороннему изучению читателей многими методами, с учетом условий труда и быта населения.

Идеи великого читателеведа были широко использованы О. В. Кайдановой, руководителем Тифлисской женской воскресной школы, в которой специальный кружок изучил читательские интересы таких социальных групп, как рабочие, ремесленники, кустари, солдаты, «лица интеллигентных профессий», учащиеся начальных и средних учебных заведений.

Можно привести и другие примеры, скажем работу петербургских Смоленских вечерних классов (первая половина 90-х гг. ХIХ в.). Здесь контингент учащихся состоял из рабочих и работниц текстильных, машиностроительных и иных фабрик и заводов, а изучение читателей велось в тесной связи с культурно-просветительской, пропагандистской и агитационной работой, служащей развитию классового самосознания.

В последующие годы именно социологические исследования читателей и чтения конкретных социальных групп получили наибольшее распространение.

Большой вклад в разработку идей социологического изучения читателей и чтения внес М. Н. Куфаев. В работе «Книга в процессе общения» он говорит, что в ней (книге) существует два начала — индивидуальное и социальное, которые сливаются в ней, и слияние это происходит в материальной сущности книги, в циркуляции книги, в процессе книжного общения людей [20].

Оригинальны высказанные М. Н. Куфаевым мысли о социальности слова, письма, даже шрифта книги. «Видимые знаки, — пишет М. Н. Куфаев, — печатный или рукописный шрифт... являются социальными жестами, выработанными в человеческом коллективе и принятыми его традицией». И далее: «Общение в книжном процессе носит... социальный характер, сообщается в книге автор и читающая среда». Он был убежден в «материальном характере» процесса книжного общения, утверждая, что книга в процессе чтения возбуждает мысль читателя, связанную с воспринимаемым материальным выражением мысли автора, слитую со словами книги.

М. Н. Куфаев подчеркивает еще один социальный аспект: «...читатель иногда, в процессе нормального чтения и в результате преломления своего Я в книге, общается в этой самой книге, написанной индивидуальным автором, не с ним, не с индивидуальностью, а с социальным, с коллективом, со средой, к которой принадлежит автор» [19].

Вопрос о «классовом» восприятии литературных произведений затрагивается в работах И. Кубикова и П. Н. Сакулина.

Но настоящий размах получил социологический подход в читательской проблематике в 20-е годы XX века, когда проводились исследования структуры отдельных читательских групп нового общества в связи с вопросами труда, заработанной платы, экономического и семейного положения, условий быта. Здесь следует назвать прежде всего работы С. Струмилина, Е. Кабо, М. Лядова, Д. Лебедева, И. Рафаилова и других. Одновременно выходят публикации, подводящие итоги изучения читателей отдельных социальных групп.

Наибольшей широты социологические исследования читателей и чтения достигли в последней трети XX века, потому что они проводились в рамках нескольких научных направлений: структуры досуга и духовной жизни, чтения и читательских интересов, информационных потребностей и запросов различных социальных групп общества. Богатый материал был собран преимущественно Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина.

Очевидно, именно социологический анализ читателей и чтения вскрывает социальную природу читательских интересов, потребностей, вкусов, оценок и позволяет определить роль книги и чтения в формировании духовного мира людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: