Строго говоря, объектом этнографических наук является человек. Это объект исследования в широком смысле, с выходом на смежные науки о человеке. Полевой исследователь ограничивает объект до фиксации различных сторон жизни человека и результатов его деятельности. Уже упоминалось, что этнос является способом существования человека в биосфере, его связью с биосферой, от которой он неотделим. Следовательно, организация в этносы есть один из основных видовых признаков, подобно тому как для других видов таким признаком является организация в стаи, прайды, семьи (например, у насекомых) и т.д.
Виды определенным образом организованные в биосфере, занимают в ней определенную нишу, в которой они специализированы. Ниша представляет собой наиболее благоприятные условия существования популяций вида в биосфере. Известно, что человек не специализирован в определенной нише. Он живет практически на всем громадном пространстве земного шара, за исключением Антарктиды. Роль ниши здесь играет искусственно созданная среда обитания, в которой только и может существовать человек. Вот эта искусственно созданная среда обитания человека и представляет собой то, что мы называем культурой. Разумеется, это не исключает других определений культуры, которые даются другими науками. Такие определения не только закономерны, но и необходимы в связи со спецификой этих наук и должны включать в себя методологии этих наук.
|
|
Но понятие о культуре как об искусственной, созданной человеком среде обитания, безусловно, шире и включает все возможные определения. Такое определение культуры, кроме того, выявляет общечеловеческий ее характер. Следовательно, культура включает в себя все, что создал человек, к чему приложил он свои руки, ум, талант, включая сюда систему жизнеобеспечения с производством, технологиями, системой распределения и потребления. Этой стороной культура напрямую связана с окружающим миром, и именно она оказывает наибольшее влияние на биосферу, изменяя ее, часто разрушая или внося изменения, которые приводят к разрушению.
Однако данные полевых исследований, в том числе и в последнее время, показывают, что этнические культуры смогли выработать системы жизнеобеспечения, которые находятся в полном соответствии с окружающей средой. Более того, например, развитие традиционного полесского жилища позволило выработать новые формы организации жилого пространства, причем такая организация полностью находится в рамках этнической культуры, а с другой – не оказывает давления на экосистему выше предела, за которым следуют необратимые изменения, И это не смотря на то, что в многих регионах просматривается явная тенденция роста сельских населенных пунктов, и даже их срастания, превращения в многокилометровые «Мегадорфы» – По аналогии с определением «Мегаполис». Искусственные «Царские села», построенные без учета этнической традиции, явно разрушают окружающую среду.
|
|
Поэтому полевое изучение этих элементов человеческой культуры должно выходить на первое место по своему значению и проводится комплексно с экологами, биологами, почвоведами, гидрологами и т.д. К сожалению, сотрудничество этнографов с указанными специалистами ограничивается пока консультациями и рецензированием научных публикаций. Целесообразно включение таких специалистов в этнографические экспедиции, привлечение их к стационарным полевым исследованиям, разработке смежных спецкурсов и чтение их студентам в целях более глубокой подготовки специалистов для полевых исследований.
Важнейшими элементами культуры являются приемы организации труда, быта, отдыха. Это тоже должно стать предметом внимания полевых этнографов с привлечением к работе экономистов, специалистов сферы управления, социологов. Необходимо отметить, что Э. Дюркгейм ― признанный классик социологии, – он является одним из основоположников методологии этой науки и одновременно основателем и главой французской социологической школы в этнографии. Его учениками и последователями были М. Мосс, Л. Леви-Брюль и другие. Обогащение методов этнографии социологическими, и методов социологии этнографическими было весьма плодотворно для обеих наук, и особенно в плане обогащения методологии полевых этнографических исследований. Во многом эти методики легли в основу методик полевых исследований школы Ф. Боаса, структурализма, некоторых других направлений.
В Беларуси тоже есть примеры удачного использования социологических методов этнографии. Однако социологи сами пока не принимали активного участия в этнографических исследованиях. Думается, что сотрудничество этнографов и социологов в полевых этнографических исследованиях стало просто необходимым и для тех и для других.
Кроме объединения в этносы, которые связывают человеческие сообщества с биосферой, люди организованы также в другие виды сообществ. Подробно эта проблема освещена профессором Брестского университета С.Д Шашем. Полевой этнограф должен обращать внимание также на соотношения, связи, иерархию различных типов человеческих сообществ, в частности на соотношения этносов и политических организаций. Эта работа должна проводиться с участием политологов и других специалистов. К сожалению, сотрудничество политологии и этнографии вообще не практиковалось в т. н. советской школе. На Западе также такое сотрудничество не является постоянным в практике исследований, но уже по причине хронического снобизма политологов. Между тем, политические организации весьма часто используют организационные формы, выработанные в рамках этнических культур, принимают форму псевдоэтнических элементов.
Этнографам, в связи с вышесказанным, вновь придется обратиться к изучению семьи. Ибо она, по существу и есть та молекула, из которой состоит этнос. Именно на семейном уровне происходит передача от поколения к поколению этнической культуры. И без возрождения функций семьи, без возвращения ей роли хранителя этнической традиции и воспроизводства этой традиции невозможно возрождение этносов к полноценной жизни. В известном смысле этногенез идет через семью. Поэтому необходимо тщательное изучение семьи, системы родства, взаимоотношений между членами семьи и родственниками. Казалось бы, здесь все изучено, классифицировано, во всяком случае, описано этнографами. Однако семья ― настолько многогранный институт сообщества людей, что исчерпать эту тему просто невозможно. Тем более, что как элемент этногенеза и его инструмент, она не остается неизменной, как по своему месту в этнической культуре, так и по своей форме и функциональному содержанию.
|
|
Взаимоотношения между людьми, между человеком и коллективом, между группами людей и т. д. регулируются системой морали, нравственности. Изучение морали ― одна из основных задач полевого этнографа. Мораль основывается на традиции. А последняя реализуется через обычай и обряд. Поэтому изучение обычаев и обрядов составляет весьма важное направление полевых исследований. Тем более, что многие политические, общественные, социоэкономические организации активно используют формы обычаев и обрядов в своей практике, стремясь создать свою традицию. Часто они используют и терминологию, характерную для этнографии. Изучение этих явлений, которые часто применяются для сплочения различных мафиозных и политизированных сепаратистских движений, маскируемых под национальные, поможет более глубоко познать их природу и выработать действенные методы противостояния им.
В этногенезе очень важное место занимают отношения между полами. Все, что касается этого предмета ― от запретов до техники секса в данной этнической среде, также входит в область интересов полевого этнографа. Это же касается и отношений между поколениями.
У каждого этноса есть свои приемы передачи знаний, технологий и нравственности от поколения к поколению. Т.е. в том или ином виде существует то, что принято называть этнопедагогикой, которая тоже должна быть в зоне внимания полевого исследователя.
В дальнейшем мы более подробно остановимся на направлениях полевых исследований, а сейчас ограничимся вышесказанным. Этого достаточно для того, чтобы представить культуру как объект полевых исследований этнографов.
Нужно, однако, остановиться на делении культуры на материальную, духовную, традиционную, профессиональную и т.д. Эти понятия широко применялись и применяются в этнографической литературе и, безусловно, могут быть весьма полезными как при изучении этнографии, этнологии и культурной антропологии, так и при проведении полевых этнографических исследований. Несмотря на то, что существует не одна сотня определений культуры, практически все они в той или иной степени признают если не правомерность, то возможность такого разделения культуры. Оно оправданно если не теоретически, то методологически, хотя всегда нужно помнить, что такое деление чисто условное.
|
|
Под материальной культурой понимаются материальные ценности, созданные трудом человека (что, собственно, определением не является), или предметы жизнеобеспечения человека ― одежда, обувь, жилище, орудия труда, предметы домашнего обихода и т.д. Правомерно, конечно, рассматривать культуру этноса под этим углом зрения. В таком случае понятие «материальная культура» определяет не особый раздел или часть культуры, а только фиксирует сторону, с которой мы культуру рассматриваем. Приведенное выше определение культуры как искусственно созданной человеком среды обитания, в которой только и возможно его существование, совершенно не исключает такого ее рассмотрения. Такое определение будет только указывать направление исследования, и том числе полевого, не претендуя ни на что больше. В этом значении термин «материальная культура» полностью приемлем. То же в полной мере относится и к понятию «духовная культура», которое также определяют как совокупность духовных ценностей, созданных и создаваемых людьми в процессе общественно-исторической деятельности. К духовной культуре обычно относят знания, обряды, все виды искусства, народного творчества, мировоззренческих представлений и т.д. Давно замечено, что любой предмет ― орудие труда, одежда, жилище и т.д. несет в себе не только утилитарную нагрузку, но также познавательную и эстетическую, играет определенную роль в обычаях и обрядах, часто отражает особенности быта, мировоззрения и т.д., т.е. одновременно выступает и явлением духовной культуры. Это не случайно. Такая двойственность обусловлена тем, что любой предмет, изготовленный человеком, является овеществлением его интеллекта. С другой стороны, любое явление духовной культуры можно рассматривать как материальные предметы и явления.
Однако не нужно забывать, что любое явление культуры, возникнув как материализация интеллектуальной деятельности и участвуя в природных процессах, одновременно является и природным телом. Это значит, что явление культуры, будучи фактом «материальной» и «духовной» культуры, есть и природное тело. Следовательно, мы имеем не две, а три стороны одного предмета и явления, что полностью укладывается в предложенное определение культуры.
Что касается понятия «традиционная культура», то оно зависит от того, что мы вкладываем в понятие «традиция». Поэтому, применяя его, нужно оговаривать объем этого определения. В разных школах и направлениях этнографии объем этого понятия весьма различен. В полевой этнографии понятие «традиционная культура» полезно для отделения явлений одной этнической культуры от напластований и заимствований из других, а также влияния господствующей идеологии и тесно связанной с ней «профессиональной культурой». Но это тема особого разговора и выходит за рамки пособия.
Понятие «бытовая культура» связано с понятием «быт», которое в разных вариациях определяется как уклад повседневной жизни человека, а, следовательно, бытовая культура ― это повседневная жизнь человека во всех ее проявлениях, то есть полевой этнограф собственно и изучает быт, бытовую культуру. Часто это понятие используется как синоним повседневности, чтобы отделить исключительные моменты в жизни человека ― праздники, семейные торжества. Методологически это неверно, поскольку обряд, торжество, праздник для этноса представляют, так сказать, бытовое явление. Но можно и нужно говорить о быте сельских жителей, городского населения, быте местечковом, крестьянском, шляхты, чиновников, интеллигенции, люмпенов, преступного мира и т.д. Правомерна также привязка к определенному времени и региону. Например, «Быт крестьян Пинского уезда в послереформенное время до отмены временнообязанного состояния», «Быт военнослужащих в закрытых гарнизонах Калининградской области в 60-80 годы» и др. И все же само понятие «быт» несколько расплывчато. Это ощущали все, кто занимался этим вопросом. Не случайно Н.И. Костомаров назвал свое «Сочинение о древнем быте» так ― «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа». Но это также вопрос особого рассмотрения.
Для запоминания:
1. Организация в этносы ― видовой признак человека, как и культура. Культура понимается как искусственно созданная человеком среда обитания, в которой только и возможно его существование.
2. Полевое изучение этнической культуры должно включать в себя все элементы этой культуры: производство, технологии, системы распределения и потребления, приемы организации труда, быта, отдыха, организации в сообщества по разнообразным признакам, семью, системы родства и родственные отношения, мораль, основанную на традиции, которые реализуются через обычай и обряд, отношения между полами, поколениями, этнопедагогику и др.
3. Для полевых этнографических исследований нужно сотрудничество со специалистами многих отраслей знаний, и не только гуманитарных.
4. Использование терминов «материальная культура», «духовная культура», «традиционная культура», «быт» ограничивается вспомогательной ролью.
Рекомендуемая литература:
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. Т.1 М.: Прогресс. Культура. Труд, 1993.
Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: ИПЛ, 1989.
Шаш С.Д. Человек и этнос (Философский аспект). Брест: БрГПИ- частное изд-во С.Лаврова, 1995.
Беларусы. Т. 5. Сям’я. – Мн.: Бел. навука, 2001.
Бурдье П. Практический смысл. – СПб., М., 2001.