Направления полевых исследований

По существу научные исследования есть моделирование процессов и явлений на основе фактов, т.е. закономерностей этих процессов и явлений. Такоемоделирование имеет своей целью открытие новых закономерностей, ирасширение научных знаний ― всегда открытие новых научных фактов. Изобретение новых технологий, совершенствование производства ― это по своей сути построение более совершенных моделей, приближение их к реальным процессам, протекающим в природе, с целью получения желаемых результатов, которые помогали бы человеку строить и совершенствовать искусственную среду своего обитания. Культура может существовать только в форме этнической. Этнос же ― это связь человека с биосферой, единственно возможная до настоящего времени форма его существования. Выше было отмечено, что научная мысль превратилась в силу, сравнимую с малой геологической, в связи с этим, в целях самосохранения, необходимо иметь представление об уровне знаний и последствиях их применения.

Внедрение достижений науки, скажем, в производство, приводит к усилению давления человека на окружающую среду. Для сохранения окружающей среды, пригодной для обитания, человеку необходимо предвидеть направление и степень воздействия культуры на биосферу.

Важнейший метод, который дает возможность такого предвидения, ― моделирование. И если раньше казалось достаточно тех эмпирических сведений, которые получены прежними поколениями полевых исследователей, то сейчас, с необходимостью моделирования этногенезов, этого очевидно недостаточно. Эксперимент в этнографических науках недопустим, и этот источник научных фактов для этнографа закрыт. Допустимо только моделирование в виде проигрывания процессов и явлений с целью выявления последствий различных путей протекания процессов. Но такое моделирование может осуществляться только на базе знаний закономерностей этих процессов и явлений, которые мы не можем добыть в результате эксперимента, как это допустимо и необходимо в других науках. Эти закономерности-факты этнограф может добыть только в ходе полевых этнографических исследований. Но в этом случае полевой исследователь превращается из регистратора фактов в специалиста, который может на основе этих фактов построить модель. Это качественно новый уровень полевых исследований. Именно такими исследователями были Л.Г. Морган, Э. Тайлор, Н.Н. Миклухо-Маклай, М. Мид и другие. К. Леви-Строс именно в этом плане рассматривал значение полевых исследований, и свой структурный метод базировал именно на них. Более того, практически все этнографические и этнологические концепции базируются на полевых исследованиях. Это справедливо и для школы Франца Боаса, и для функционализма, и для других школ и направлений. На словах значение полевых исследований признавалось и советской школой, однако на деле, полевые исследования сведены были к минимуму. Причин этому много, среди главных: явное противоречие концепции этнических процессов, которые ведут к складыванию новой этнической общности людей – советского народа, дефицит средств, отсутствие подготовленных кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: