Заключение. Предпосылки формирования культурологии как учебной дисциплины

Предпосылки формирования культурологии как учебной дисциплины. Обобщая сказанное выше, можно выделить факторы, обусловливаю­щие формирование культурологии как учебной дисциплины, области специального изучения культуры:

— существует корпус учебных текстов, которые при соответству­ющей категоризации и адекватном распространении могут составить основу преподавания как гуманитарного, так и социально-научного направления культурологии;

— функционируют преподаватели, имеются реальные связи между исследовательским и образовательным уровнями культурологии;

— выделен обязательный вузовский предмет "культурология" и ее Госстандарт как общей и профессиональной дисциплины; созданы кафедры культурологии в вузах; культурология утверждена как дис­циплина ВАК РФ;

— складывается социальный заказ на преподавателей культуроло­гии, работников в области прикладной культурологии. В стране сфо­рмировались необходимые предпосылки для развития культурологичес­кого образования.

Возможности развития культурологического образования. Чтобы сделать культурологическое образование социально полез­ным, следует ориентировать его на трансляцию социально необходи­мых знаний современного уровня о человеке и социокультурной жиз­ни. Поэтому в отношении как общеобразовательной программы культу­рологического образования, так и профессиональных программ, обес­печивающих находящие спрос на рынке труда знания и навыки, можно целенаправленно осуществлять социокультурное экспериментирование в отношении соответствующих учебных курсов.

В этом случае необходимо построить модель культурологического образования и его использования на практике; реализовать ее в рамках отдельных образовательных единиц различного масштаба, ото­бранных по специальным критериям:

а) готовности к изменениям;

б) наличия преподавательских ресурсов и возможностей приведе­ния их в соответствие с современными требованиями;

в) наличия спроса на этот тип образования;

г) возможности осуществления квалифицированных маркетинга и рекламы в отношении учебного заведения и распределения студентов на рабочие места.

Для этого в России при незаинтересованности исполнительных органов, связанных с образованием, в развитии социально-научного образования изменить ситуацию может только заинтересованный соци­альный субъект, обладающий достаточными полномочиями, относящийся к государственным структурам, готовый взять на себя организацион­ную ответственность. Им может стать Министерство культуры РФ, располагающее сетью высших учебных заведений, рабочими местами в рамках отрасли, научно-исследовательскими институтами, на базе которых можно разрабатывать современные учебные пособия и прог­раммы при наличии издательской базы для них.

Но самое главное — Министерство культуры РФ располагает необ­ходимыми полномочиями, научными силами и базой для проведения социокультурного эксперимента, связанного с систематизацией зна­ний о культуре и привязкой их к определенным профессиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: