1. Творческая история поэмы.
2. Жанровое своеобразие произведения как эпоса народной жизни. Синтетический характер жанра.
3. Своеобразие сюжета поэмы. Его фольклорные истоки. Поэма-путешествие и поэма-диспут. Композиционное решение сюжета поэмы.
4. Галерея сатирических типов (Оболт-Оболдуев, Утятин, поп и др.). Мастерство Некрасова-портретиста.
5. Реалистическая типизация крестьянских характеров в поэме:
а) «люди холопского звания»;
б) образы правдолюбцев-крестьян;
в) Матрена Тимофеевна как тип женщины-крестьянки;
г) Савелий – тип народного бунтаря;
д) «народный заступник» Гриша Добросклонов. Некрасовское многоголосье («биографии» и «автобиографии» героев).
6. Спорные вопросы изучения некрасовской поэмы в современном литературоведении.
Литература
Исследования
Аникин Н.В. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – 2-е изд. – М., 1973.
Волкова Л.Д. «Душа народа русского»: Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1992.
Груздев А.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1966.
Журко Ф.М. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1968.
Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1986.
Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А. Некрасова. – М., 1985. – С. 116 – 152.
Дополнительная литература
Архипов В. Поэзия труда и борьбы: Очерки творчества Н.А. Некрасова. – Ярославль, 1961. – С. 227 – 313.
Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. – Л., 1970.
Занятие 4
«Записки охотника» И.С. Тургенева
Как единое художественное целое
Программа
I. Своеобразие жанровой формы «Записок охотника» и стилевое единство цикла:
1. Проблема жанра произведений, входящих в состав «Записок охотника» («Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Бирюк»).
2. Особенности цикла очерков как литературного жанра; принципы группировки произведений:
а) «Хорь и Калиныч» – «Ермолай и Мельничиха» – «Малиновая вода»;
б) «Уездный лекарь» – «Мой сосед Радилов» – «Однодворец Овсяников»;
в) «Петр Петрович Каратаев» – «Гамлет Щигровского уезда» – «Чертопханов и Недопюскин» и др.
II. Россия крестьянская и Россия помещичья в «Записках охотника» («Певцы», «Живые мощи», «Два помещика» и др.).
III. Мастерство Тургенева в обрисовке характеров:
1. Индивидуализация.
2. Преобладание портретных характеристик.
3. Речь героев.
4. Искусство пейзажа и его роль.
Литература