Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева – Л., 1980.
Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М., 1977.
Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (очерковые циклы в русской литературе 1840 – 1860-х гг.). – Ярославль, 1975.
Петров С.М. И.С. Тургенев: Творческий путь. – 2.-е изд. – М., 1979. – С. 65 – 114.
Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. – М., 1980. – С.77 – 95.
Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М., 1979. – С. 233 – 266.
Дополнительная литература
Печенина Ю.А. Природа глазами рассказчика: Наблюдения над пейзажным текстом «Записок охотника» И.С. Тургенева // Русская речь. – 1987. – № 5. – С.92 – 96.
Занятие 5
Сюжет и содержательность композиции
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Программа
1. Конфликт «Отцов и детей» как сюжетная основа произведения.
2. Структурное построение романа «Отцы и дети» (дважды повторяющийся цикл «путешествия Базарова»), его роль в развитии конфликта произведения.
3. Предмет и причины споров Базарова и Павла Петровича Кирсанова.
4. Образ Базарова как отражение в литературе 1860-х гг. разночинско-демократического движения.
5. Образы дворян-либералов в романе.
6. Композиционное значение второстепенных персонажей в романе (Ситников, Кукшина, Фенечка и др.).
7. Современное литературоведение о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Литература
Исследования
I
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – Л., 1986 (статьи Д.И. Писарева, М.А. Антоновича, Н.Н. Страхова и др.).
II
Аюпов С.М. Поэтика и стиль романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». – Уфа, 1999.
Батюго А. Тургенев – романист. – Л., 1972.
Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула, 1972.
Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1982.
Маркович В.М. Человек в романе И.С. Тургенева. – Л., 1975.
Пустовойт П.Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий: Книга для учителя. – М., 1991.
Дополнительная литература
Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. – М., 1980.
Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. – М., 1980.
Занятие 6
«Обломов» И.А. Гончарова – «новое слово нашего
Общественного развития»
(Н.А. Добролюбов)
Программа
1. Художественная типизация в романе «Обломов» – результат творческой эволюции Гончарова и развития русского реализма в 50-е годы.
2. Конфликт и сюжетно-композиционные принципы «Обломова» как «монографического романа»:
а) концентрированность элементов вокруг главного персонажа;
б) элементы статичности, замедленности действия;
в) контрастный параллелизм;
г) доминирующее значение мотива любви.
3. Идеал и действительность – Штольц и Ольга Ильинская в структуре произведения.
4. Стилевые элементы поэтики романа:
а) эпическая «объективность» повествовательной манеры;
б) художественное время в романе;
в) речевой стиль автора (лиризм).
Литература