Сфера эротического — это сфера душевного общения между полами. Входя в пространство и время эротического, любовь-страсть наполняется ровной теплотой и ответственностью, которых она не знала раньше. Появляется забота, со-понимание и общение за пределами сексуального акта. Все это позволяет говорить о таком специфическом феномене, как любовь-дружба.
Любовь-дружба есть форма любви, которая основана на доминировании душевного и эротического общения над страстью. Любовь-дружба отличается от просто дружбы переживанием абсолютной незаменимости своего партнера и более полным соединением сним.
Любовь-дружба может стать результатом развития любви-страсти. В этом развитии страсть как вспышка, за которой следует еще большая темнота, превращается в ровное и спокойное горение.
Любовь-дружба очищается от эгоизма любви-страсти и становится менее трагической. Однако при этом происходит снижение яркости любви. В любви-дружбе всегда присутствует тайная тоска по любви-страсти. Ибо любовь-дружба есть шаг по направлению к обыденному бытию человека.
|
|
§ 60
Противоречие любви-страсти и любви-дружбы
и его разрешение. Любовь-целостность
Итак, между любовью-страстью и любовью-дружбой существует противоречие, которое не разрешается окончательно, когда любовная страсть переплетается в дружбу. Это противоречие должно разрешаться не антагонистически — путем угасания одной из противоположностей, — а синтетически и плодотворно — через их взаимослияние.
В какой форме любви возможно плодотворное разрешение противоречия любви-страсти и любви-дружбы?
Эту форму мы могли бы назвать любовью-целостностью. В любви-целостности происходит соединение мужского и женского в новом качестве — том качестве, в котором побеждается непродолжительность и эгоизм страсти, а также ровная бесполость дружбы.
Но для того, чтобы понять смысл любви-целостности, нужно начать с осознания смысла любви к себе.
ВЫСШЕЕ БЫТИЕ ЛЮБВИ: МЕТАЭРОТИКА
§ 61
Любовь к себе:
воля к самопознанию и самотворению
Любовь к себе есть преодоление эгоизма по отношению к себе. Она выводит человека из само-замкнутости и устремляет к преодолению своих пределов. И вместе с тем истинная любовь к себе порождает переживание значимости Я в любом состоянии. В любви к себе снимается внутреннее одиночество человека — одиночество наедине с собой, которое выступает результатом постоянного самоизменения и самообновления человека.
Любовь к себе принципиально отличается от воли к власти над собой. Воля к власти над собой устремляет личность к некой цели, любовь к себе также целе-устремленна. Но воля к власти над собой есть стремление к подчинению себя некой цели, сужение и одно-направленность личности, любовь к себе — это стремление к свободе и разомкнутости на пути к цели. Любовь к себе есть воля к самопознанию и самотворению. Самопознание и самотворение — это глубинное просветление власти. Воля к власти над собой становится конструктивной, если она дополняется любовью к себе.
|
|
Выступая волей к самопознанию и самотворению, любовь к себе порождает новое бытие человеческого Я. В этом бытии человек поднимается над познанием и творением объектов. Он меняется сам и одновременно творит образ возлюбленного или возлюбленной как своей противоположности-половины.
Любовь к себе предшествует любви-целостности. В ее одиночестве вызревают мужское и женское начала, вызревают, чтобы соединиться в целостность. И вместе с тем любовь к себе обретает окончательную глубину и смысл только как сторона, половина любви-целостности.
§ 62
Преодоление разделенности мужского
и женского: любовь-целостность
как любовь-сотворчество
Любовь-целостность — это соединение двух способов любить себя, которые доводятся до единого способа любить друг друга. Поэтому любовь-целостность выступает гармоническим соединением любящих, в котором одинаково возвышаются и страсть, и дружба. Любовь-целостность есть абсолютное единство любящих.
Именно любовь-целостность есть то, что многие мыслители вслед за Платоном называли андрогинизмом или, по крайней мере, решительный шаг на пути к андрогинизму.
Но как реализуется любовь-целостность? Только как сотворчество мужчины и женщины. Только в сотворчестве яркость любви может быть продолжительной, более того, вечной. Поэтому любовь-целостность в своих плодотворных проявлениях есть любовь-сотворчество.
Но любовь-сотворчество есть совместное создание объектов культуры. Однако возможна и более высокая форма любви-сотворчества — любовь-сотворение как созидание нового бытия.
§ 63
Любовь-сотворение как бытие-творение.
Разрешение противоречия жизнетворения
и культуротворения
Любовь-сотворчество связана с созданием объектов культуры — культуротворчеством. В любви-сотворении происходит создание новой реальности — реальности любящих.
В своих высших формах любовь-сотворение есть бытие-творение. Бытие-творение — это создание новых отношений между людьми, которые просветлены культуротворчеством и культуротворением.
В бытиетворении происходит возвышение культуротворения как создания объектов. Более того, бытиетворение возвышает и жизнетворение — процесс воссоздания и одушевления человеческого рода.