Религиозные верования и дохристианские представления

Большая роль при христианизации сыграли монастыри. Христианство часто имело наносной характер.

В XVII в. стали более интенсивно насаждать христианство, особенно среди местной верхушки. Нельзя владеть крещёными крестьянами.

Метод пряника: крещёные помещики освобождались от подати.

Мусульманское влияние, между тем, не уменьшилось.

Нельзя сказать, что успехи христианизации были большими. В 1 п. XVIII в. – миссионерские школы.

Для распространения православия на родном языке. Дети набирались как в армию. Школы скоро перестали существовать.

Контора новокрещённых дел.

Крестившимся давали деньги (которые нередко присваивало духовенство). Уходили на восток от насильственного крещения.

После восстания Пугачёва, христианизация стала менее интенсивной. Христианство было формальным. После ослабления давления: возврат к язычеству и исламу.

Население было неграмотным.

В сер. XIX в. стала выделяться система Эльминского: русификация + христианизация населения (через школы). Преподавались только религиозные дисциплины. Было переведено много книг. Охотнее отправлялись в земские школы.

Подавляющее большинство было крещённым до XX в.

В XIX в. – укрепление позиций православия в регионе. Были «восстания» - ропот и не посещение церквей.

В среде тюрюхан – Кузька Мордовский бог.

У марийцев: секта Большая Свеча.

Для борьбы с язычеством фабриковались и уголовные дела (у удмуртов). Чуваши считали, что иконы следят за делами семьи и доносят Богу.

Язычество больше сохранялось в наиболее отсталых районах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: