В крупных организациях целесообразно создавать специализированное структурное подразделение - службу контроллинга. Небольшие по размеру организации, как правило, не имеют в своей структуре такой службы, а основные функции контроллинга выполняет либо руководитель предприятия, либо его заместитель (при этом многие задачи интегрируются и упрощаются). При создании службы контроллинга на предприятии необходимо обеспечить ей оперативный доступ к информации планово-экономического и финансового отделов, бухгалтерии, служб сбыта и материально-технического снабжения. Кроме того, контроллеры должны иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия.
Главным принципом организации службы контроллинга является ее независимость от всех финансовых и экономических служб предприятия. На большинстве предприятий эта служба ставится в привилегированное положение, поскольку все остальные функциональные подразделения обязаны предоставлять ей необходимую информацию по первому требованию. Именно по этой причине рекомендуется подчинять службу контроллинга напрямую директору или его заместителям.
|
|
На тех отечественных предприятиях, где пытаются внедрить контроллинг, зачастую возникают конфликтные ситуации, инициированные планово-экономическими отделами, работники которых считают деятельность служб контроллинга «вторжением» на их законную территорию и поэтому либо открыто бойкотируют их деятельность, либо оказывают существенное сопротивление в предоставлении той или иной информации.
Принципиальная ошибка такой позиции состоит в том, что в функции планово-экономического отдела должны входить текущие расчеты затрат и финансовых результатов, в то время как отдел контроллинга должен концентрировать свое внимание не на текущих проблемах, а на непрерывном создании механизмов улучшения работы предприятия.