В рамках контроллинга принято выделять:
• стратегический контроллинг, главная задача которого состоит в определении общих механизмов завоевания или удержания предприятием своих конкурентных позиций на рынке;
• оперативный контроллинг, нацеленный на выработку конкретных рекомендаций для обеспечения стратегических решений и для получения прибыли.
Оперативный и стратегический контроллинг не должны строго разделяться, поскольку они в значительной степени являются взаимодополняющими, взаимозависящими и взаимовлияющими. Однако инструменты, применяемые для воплощения в жизнь этих видов контроллинга, значительно отличаются друг от друга (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика оперативного и стратегического контроллинга
Признаки | Стратегический контроллинг | Оперативный контроллинг |
Ориентация | Внешняя и внутренняя среда предприятия | Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия |
Уровень управления | Стратегический | Тактический и оперативный |
Цели | Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха | Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия |
Контролируемые показатели | Экономическая эффективность Конкурентоспособность Мобильность Устойчивость | Рентабельность капитала Производительность Степень ликвидности Прибыль |
Главные задачи | Участие в формировании количественных и качественных целей предприятия | Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование) |
Разработка альтернативных стратегий | Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями | |
Определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов | Сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений | |
Определение узких и поиск слабых мест | ||
Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями | Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов | |
Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений | Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений | |
Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций) | ||
Временной горизонт | Выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (необходимо обеспечить возможность сопоставления данных, как минимум, за пять лет) | Анализируются данные в течение одного хозяйственного года |
Детализация анализа | Анализ проводится в целом по предприятию, объем показателей должен быть ограничен | Анализируется большая совокупность показателей, которые должны содержать данные не только по всему предприятию в целом, но также и по всем его подразделениям |
6. Профессиональные и личные качества контроллера, необходимые при организации службы контроллинга в АПК.
|
|
|
|
Контроллер – специалист, реализующий на предприятии функции и задачи контроллинга, способный к аналитической деятельности. Контроллер, по определению Эльмара Майера («Контроллинг как система мышления и управления». – М.: Финансы и статистика, 1993), это тот, кто больше других учится, умеет, знает, системно мыслит и действует в гармонии с окружающей средой, ориентируясь на поставленные цели и на будущее, чтобы успешно управлять предприятием.
Практика контроллинга сформулировала следующие требования, предъявляемые к контроллеру.
Профессиональные знания:
1.Основы экономики и организации предприятия.
1. Финансовый учет (бухгалтерия).
2. Расчет затрат на предприятии.
3. Умение читать и анализировать баланс предприятия.
4. Планирование, расчет и анализ инвестиций.
5. Владение методами и инструментами планирования.
6. Владение методикой анализа по отклонениям.
7. Знание ЭВМ, позволяющее поставить задачу программисту.
8. Знание методов и техники контроллинга:
- анализ конкурентов;
- анализ шансов и рисков предприятия на рынке;
- анализ сильных и слабых сторон агроформирования;
- анализ жизненного цикла сельскохозяйственной продукции;
- анализ существующей и перспективной структуры продукции и услуг предприятия;
- выбор метода прогнозирования;
- технико-экономический анализ;
9. Знание иностранных языков (как минимум английского).
Методические способности:
1. Способность мыслить аналитически.
2. Способность мыслить абстрактно.
3. Умение объяснять и доказывать.
4. Способность осваивать новое и учиться.
5. Коммуникабельность, знание основ коммуникабельности в организациях.
6. Аналитическая любознательность.
7. Умение пользоваться техническими средствами коммуникации и презентации.
8. Способность к системному мышлению.
Требования к поведению:
1. Не держать себя очень «важно» при общении с другими.
2. Проявлять терпимость к другим мнениям и суждениям.
3. Умение преподносить неприятные факты так, чтобы получатель информации мог легко бы их переносить (в идеале смеяться над своими неудачами).
4. Не разглашать фактов. Свидетельствующих о неудаче подразделений или работников фирмы.
Дополнительные требования к стратегическому контроллеру:
- Видеть и оценивать проблемы в условиях неопределенности.
- Знать факторы, влияющие на успех предприятия в перспективе.
- Абстрагироваться от рутинной деятельности.
- Оценивать новшества и содействовать их продвижению.
Высокий уровень общего и специального образования помогает контроллеру в построении службы менеджмента и формировании информации, которая оказывает решающую поддержку и помощь руководителям разных уровней управления. Контроллер работает в тесной взаимосвязи с руководителями многих подразделений, коллегами - менеджерами, маркетологами и работниками финансовых служб. Скоординированные одна с другой службы контроллинга, менеджмента, маркетинга, информации делят между собой ответственность за результаты управления предприятием системы агропромышленного комплекса (агроформирования).