Стратегический и оперативный контроллинг

В рамках контроллинга принято выделять:

стратегический контроллинг, главная задача которого состоит в определении общих механизмов завоевания или удержания предприятием своих конкурентных позиций на рынке;

оперативный контроллинг, нацеленный на выработку конкретных рекомендаций для обеспечения стратегических решений и для получения прибыли.

Оперативный и стратегический контроллинг не должны строго разде­ляться, поскольку они в значительной степени являются взаимодополня­ющими, взаимозависящими и взаимовлияющими. Однако инструменты, применяемые для воплощения в жизнь этих видов контроллинга, значи­тельно отличаются друг от друга (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика оперативного и стратегического контроллинга

Признаки Стратегический контроллинг Оперативный контроллинг
Ориентация Внешняя и внутренняя среда предприятия Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия
Уровень управления Стратегический Тактический и оперативный
Цели Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия
Контролируемые показатели Экономическая эффективность Конкурентоспособность Мобильность Устойчивость Рентабельность капитала Производительность Степень ликвидности Прибыль
Главные задачи Участие в формировании количественных и качественных целей предприятия Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование)
Разработка альтернативных стратегий Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями
Определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов Сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений
Определение узких и поиск слабых мест  
Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов
Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений
Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций)  
Временной горизонт Выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (необходимо обеспечить возможность сопоставления данных, как минимум, за пять лет) Анализируются данные в течение одного хозяйственного года
Детализация анализа Анализ проводится в целом по предприятию, объем показателей должен быть ограничен Анализируется большая совокупность показателей, которые должны содержать данные не только по всему предприятию в целом, но также и по всем его подразделениям

6. Профессиональные и личные качества контроллера, необходимые при организации службы контроллинга в АПК.

Контроллер – специалист, реализующий на предприятии функции и задачи контроллинга, способный к аналитической деятельности. Контроллер, по определению Эльмара Майера («Контроллинг как система мышления и управления». – М.: Финансы и статистика, 1993), это тот, кто больше других учится, умеет, знает, системно мыслит и действует в гармонии с окружающей средой, ориентируясь на поставленные цели и на будущее, чтобы успешно управлять предприятием.

Практика контроллинга сформулировала следующие требования, предъявляемые к контроллеру.

Профессиональные знания:

1.Основы экономики и организации предприятия.

1. Финансовый учет (бухгалтерия).

2. Расчет затрат на предприятии.

3. Умение читать и анализировать баланс предприятия.

4. Планирование, расчет и анализ инвестиций.

5. Владение методами и инструментами планирования.

6. Владение методикой анализа по отклонениям.

7. Знание ЭВМ, позволяющее поставить задачу программисту.

8. Знание методов и техники контроллинга:

- анализ конкурентов;

- анализ шансов и рисков предприятия на рынке;

- анализ сильных и слабых сторон агроформирования;

- анализ жизненного цикла сельскохозяйственной продукции;

- анализ существующей и перспективной структуры продукции и услуг предприятия;

- выбор метода прогнозирования;

- технико-экономический анализ;

9. Знание иностранных языков (как минимум английского).

Методические способности:

1. Способность мыслить аналитически.

2. Способность мыслить абстрактно.

3. Умение объяснять и доказывать.

4. Способность осваивать новое и учиться.

5. Коммуникабельность, знание основ коммуникабельности в организациях.

6. Аналитическая любознательность.

7. Умение пользоваться техническими средствами коммуникации и презентации.

8. Способность к системному мышлению.

Требования к поведению:

1. Не держать себя очень «важно» при общении с другими.

2. Проявлять терпимость к другим мнениям и суждениям.

3. Умение преподносить неприятные факты так, чтобы получатель информации мог легко бы их переносить (в идеале смеяться над своими неудачами).

4. Не разглашать фактов. Свидетельствующих о неудаче подразделений или работников фирмы.

Дополнительные требования к стратегическому контроллеру:

  1. Видеть и оценивать проблемы в условиях неопределенности.
  2. Знать факторы, влияющие на успех предприятия в перспективе.
  3. Абстрагироваться от рутинной деятельности.
  4. Оценивать новшества и содействовать их продвижению.

Высокий уровень общего и специального образования помогает контроллеру в построении службы менеджмента и формировании информации, которая оказывает решающую поддержку и помощь руководителям разных уровней управления. Контроллер работает в тесной взаимосвязи с руководителями многих подразделений, коллегами - менеджерами, маркетологами и работниками финансовых служб. Скоординированные одна с другой службы контроллинга, менеджмента, маркетинга, информации делят между собой ответственность за результаты управления предприятием системы агропромышленного комплекса (агроформирования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: