Как заставить трек звучать сочно
#howtocreatemusic
Все отличные миксы имеют одну отличительную особенность: вся музыка в них живёт в реальном, пространственном мире. Исключением являются специализированные песни в двухмерном или даже lo-fi стиле. В общем, ‘глубокий, широкий и высокий‘ звук профи отличает их от любителей.
Магической задачей песни является перенесение слушателя в другой мир – создание иллюзии пространства усиливает эти ощущения.
Что же значит эта высота/глубина/ширина? Так же, как и в фильмах или на картинах, мы можем создать иллюзию трёхмерного пространства в двухмерном. Например, в фильмах роль пространства играет экран, на картинах – холст, а в музыке – стерео картина. Но экран или холст отличаются тем,что уже имеют ‘высоту’, в то время как в музыке мы должны сами создать ощущение низа и верха.
Высота
Давайте же начнём с высоты.
Странным и интересным явлением является то, что мы как бы слышим высокочастотные звуки сверху, а низы - снизу нашего пространства. Частично это связано с воображением. Мы подсознательно воспринимаем высокие частоты ‘сверху вертикальной шкалы'. Частично же это связано с общепринятым расположением твиттера и низкочастотного динамика на мониторах или колонках. Частично это связано с физикой распространения низкочастотных волн в пространстве. Широкое рассеивание низов позволяет им отражаться от ближайших поверхностей, например от вашего стола. Высокочастотные волны более сконцентрированы в одном направлении и поэтому на короткой дистанции достигают ваших ушей без каких-то явных отражений от окружающих поверхностей.
|
|
Вследствие этих причин, а возможно и каких-либо ещё, мы стремимся воспринимать высокие частоты как ‘верх’, а бас – как ‘низ’. Создавая контраст между этими крайними точками частотного диапазона мы можем заставить микс звучать ‘высоко’. Если даже один инструмент, который в реальном мире звучит ярко (хай-хет или колокольчик) сделать ещё немного ярче, а низкочастотник (кик или бас например) тоже немного усилить, то весь микс ‘растянется’ в пространстве.
Ширина
Ширина также познаётся в контрасте.
Если два звука полностью идентичные и играют одновременно с каждой колонки, мы будем воспринимать это как сигнал, звучащий по центру между двумя мониторами. Т.е. мы получим монофонический сигнал. Поэтому не стоит спрашивать, как всё-таки записываться – в моно или стерео, имея моно микрофон. Результат будет одинаковым, это очевидно. Вернёмся к теме – как только звуки начнут отличаться или звучать с задержкой по времени друг от друга, они начнут расширяться на стерео картинке.
|
|
Всё это является следствием того, что мы чётко определяем источник звука, поэтому задержка между звуками создаст стерео эффект. Чем больше задержка, тем шире будут звучать инструменты.
С одной стороны это может показаться просто, но стоит помнить, что в миксе его составляющие могут начать звучать как каша, если не уделять достаточно времени панорамированию. Стоит и помнить о противофазе. Например если взять продублированные гитарные партии. Если скопировать гитару четыре раза и развести по две дороги по сторонам, то конечный результат не будет таким,какой хотелось бы получить. Загвоздка состоит в создании максимального контраста: использовать разные гитары, усилители, микрофоны или их расположение для даблов. Создайте контрастирующие тональности (на одной дороге поднять питч немного,на второй опустить на столько же). Это позволит создать ещё больше различия в звучании, что и даст нам прекрасную стерео картину.
Что касается стерео, я выступаю за натуральное панорамирование дублей, нежели создание стерео звучания из одной дороги. Записанные отдельно даблы будут звучать куда более натурально и шире, нежели чем главная дорога, пропущенная через короткий делей или хорус например.
Глубина
И наконец, обсудим глубину микса. Есть всего три вещи, касающиеся глубины песни, которые нужно запомнить: