Глубина

Как заставить трек звучать сочно

#howtocreatemusic

Все отличные миксы имеют одну отличительную особенность: вся музыка в них живёт в реальном, пространственном мире. Исключением являются специализированные песни в двухмерном или даже lo-fi стиле. В общем, ‘глубокий, широкий и высокий‘ звук профи отличает их от любителей.

Магической задачей песни является перенесение слушателя в другой мир – создание иллюзии пространства усиливает эти ощущения.

Что же значит эта высота/глубина/ширина? Так же, как и в фильмах или на картинах, мы можем создать иллюзию трёхмерного пространства в двухмерном. Например, в фильмах роль пространства играет экран, на картинах – холст, а в музыке – стерео картина. Но экран или холст отличаются тем,что уже имеют ‘высоту’, в то время как в музыке мы должны сами создать ощущение низа и верха.

Высота

Давайте же начнём с высоты.

Странным и интересным явлением является то, что мы как бы слышим высокочастотные звуки сверху, а низы - снизу нашего пространства. Частично это связано с воображением. Мы подсознательно воспринимаем высокие частоты ‘сверху вертикальной шкалы'. Частично же это связано с общепринятым расположением твиттера и низкочастотного динамика на мониторах или колонках. Частично это связано с физикой распространения низкочастотных волн в пространстве. Широкое рассеивание низов позволяет им отражаться от ближайших поверхностей, например от вашего стола. Высокочастотные волны более сконцентрированы в одном направлении и поэтому на короткой дистанции достигают ваших ушей без каких-то явных отражений от окружающих поверхностей.

Вследствие этих причин, а возможно и каких-либо ещё, мы стремимся воспринимать высокие частоты как ‘верх’, а бас – как ‘низ’. Создавая контраст между этими крайними точками частотного диапазона мы можем заставить микс звучать ‘высоко’. Если даже один инструмент, который в реальном мире звучит ярко (хай-хет или колокольчик) сделать ещё немного ярче, а низкочастотник (кик или бас например) тоже немного усилить, то весь микс ‘растянется’ в пространстве.

Ширина

Ширина также познаётся в контрасте.

Если два звука полностью идентичные и играют одновременно с каждой колонки, мы будем воспринимать это как сигнал, звучащий по центру между двумя мониторами. Т.е. мы получим монофонический сигнал. Поэтому не стоит спрашивать, как всё-таки записываться – в моно или стерео, имея моно микрофон. Результат будет одинаковым, это очевидно. Вернёмся к теме – как только звуки начнут отличаться или звучать с задержкой по времени друг от друга, они начнут расширяться на стерео картинке.

Всё это является следствием того, что мы чётко определяем источник звука, поэтому задержка между звуками создаст стерео эффект. Чем больше задержка, тем шире будут звучать инструменты.

С одной стороны это может показаться просто, но стоит помнить, что в миксе его составляющие могут начать звучать как каша, если не уделять достаточно времени панорамированию. Стоит и помнить о противофазе. Например если взять продублированные гитарные партии. Если скопировать гитару четыре раза и развести по две дороги по сторонам, то конечный результат не будет таким,какой хотелось бы получить. Загвоздка состоит в создании максимального контраста: использовать разные гитары, усилители, микрофоны или их расположение для даблов. Создайте контрастирующие тональности (на одной дороге поднять питч немного,на второй опустить на столько же). Это позволит создать ещё больше различия в звучании, что и даст нам прекрасную стерео картину.

Что касается стерео, я выступаю за натуральное панорамирование дублей, нежели создание стерео звучания из одной дороги. Записанные отдельно даблы будут звучать куда более натурально и шире, нежели чем главная дорога, пропущенная через короткий делей или хорус например.

Глубина

И наконец, обсудим глубину микса. Есть всего три вещи, касающиеся глубины песни, которые нужно запомнить:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: