Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ (инвалидностью)

Как уже было сказано выше, проектирование адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) осуществляется в командном межведомственном (ПМПК-ППк) и междисциплинарном взаимодействии сотрудников образовательной организации – администрации, учителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения.

Целенаправленное комплексное психолого‐педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации должно быть направлено на формирование оптимальных психолого‐педагогических коррекционно‐развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно‐психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого обучающегося.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.

При этом одним из важнейших направлений деятельности администрации школы становится также создание оптимальных условий для профессиональной деятельности учителей и специалистов, осуществляющих включение «особого» ребенка в среду сверстников, его обучение и психолого-педагогическое сопровождение, то есть разработку и реализацию адаптированной образовательной программы.

Для достижения этой цели администрация школы решает следующие задачи:

1. Создание условий для освоения основной образовательной программы всеми обучающимися школы в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями:

- организация безбарьерной, развивающей предметной среды;

- формирование и поддержка уклада школы - атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого – и ребенка, и взрослого;

- организация образовательного процесса в соответствии с требованием доступности и качественности образования для всех категорий обучающихся.

2. Создание оптимальных условий для профессиональной деятельности учителей и специалистов, осуществляющих включение «особого» ребенка в среду сверстников и его обучение:

- организация психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, работы школьного психолого-педагогического консилиума;

- привлечение дополнительного ресурсного обеспечения в случае дефицитов в области организационного, финансового, методического обеспечения деятельности специалистов школы;

- стимулирование применения адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной и внеучебной работы;

- повышение качества образовательного процесса за счет проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и разработки индивидуальных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями.

3. Организация самомониторинга образовательной среды с целью оценки эффективности деятельности педагогического коллектива по созданию специальных условий обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов).

В Таблице 1 в обобщенном виде представлены функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе:

Таблица 1

Группа Функционал
Администрация Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации ИОП для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе – детей с ОВЗ (детей-инвалидов):
  • финансовое обеспечение реализации АОП;
  • внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.);
  • кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
  • обеспечение материально-технических условий (безбарьерной предметной образовательной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных методов, приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);
  • поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);
  • организация мониторинга образовательной среды школы, анализ и оценка эффективности деятельности специалистов школы в направлении
обучения и сопровождения детей с ОВЗ.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) – члены ППк
  • разработка индивидуальных образовательных программ;
  • отслеживание динамики развития обучающегося;
  • оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
  • помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
  • консультирование родителей.
Учитель (основной) Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации АОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка:
  • участие в разработке адаптированных образовательных программ;
  • разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
  • организация развивающей среды в классе;
  • создание и поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
  • формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации;
  • выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
  • применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и Индивидуальных образовательных программ;
  • при необходимости – адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);
  • выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе – детей с ОВЗ.
Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования
  • участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;
  • помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе - детей с ОВЗ;
  • применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе – с ОВЗ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: