При разработке и реализации адаптированных образовательных программ необходимо учитывать приоритеты в развитии и социальной адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Среди них надо отметить:
- приоритет социальной адаптации ребенка. Именно социальная адаптация, а не упор на «наращивание» каких-либо конкретных знаний или умений, то есть возможность гибкого использования этих умений в конкретной подходящей ситуации. Это касается, и детей с преимущественными проблемами и дефицитами в развитии познавательной сферы, и детей с т.н. поведенческими проблемами или нарушениями аффективной сферы. Последнее отнюдь не отрицает обучение как таковое. Отсюда вытекает и следующий приоритет:
- природосообразностьобразовательных (в широком смысле) задач и методов. Природосообразность, в нашем понимании, предполагает развитие различных сторон психики ребенка в соответствии с логикой нормативного онтогенеза и гармоничности в развитии психических сфер, с одновременным учетом особенностей ребенка, а не слепое следование общей логики обучения и, тем более, имеющимся на настоящий момент стандартам образования. (Так заниматься развитием мелкой моторики ребенка с синдромом Дауна вне связи с общим контекстом развития, как общей моторики, так и его компетенций в отношении собственного тела, его аффективной составляющей, межсенсорного взаимодействия с нашей точки зрения, крайне малоэффективно). Еще острее этот тезис звучит, в том случае, когда мы касаемся детей с расстройствами аутистического спектра.
- третьим приоритетом следует считать развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми, в том числе и на невербальном уровне, здесь речь идет и об умении считывать контексты взаимодействия, контексты конкретных ситуаций. С нашей точки зрения эти проблемы отчасти могут решаться путем развития регуляторной сферы, как основы построения любой деятельности. (Хорошо известно, как трудно ребенку, скажем второго года жизни, ждать своей очереди в игре, слушать, когда говорит другой ребенок, но именно созревание и развитие регуляторных процессов позволяет развиваться собственно «диалоговости» взаимодействия);
- четвертым приоритетом можно считать преодоление, профилактику инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка. Периоды, когда подобная работа становиться максимально актуальной, различны. И это зависит не только от межличностных отношений в семье проблемного ребенка, «от темпа переживания горя», но и от варианта отклоняющегося развития и степени социальной «неодобряемости» состояния ребенка.
Принципы реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с уровнями образования.
|
|
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
|
|
1) начальное общее образование;
2) основное общее образование;
3) среднее общее образование.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Принципы реализация адаптированной образовательной программы в рамках начального общего образования:
- ориентация на индивидуальные особенности и достижения в развитии, опора на практический опыт при овладении навыками;
- изменение объема и адаптация содержания программного материала. Значительное упрощение программного материала или использование специальных образовательных программ и соответствующей дидактики;
- наличие коррекционных мероприятий в структуре программы. Важно решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде;
- вариативность форм обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная);
- разработка индивидуального учебного плана с применением наглядности, использование специальных приемов и методов работы;
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы;
- адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной образовательной программой;
- участие родителей в реализации адаптированной общеобразовательной программы;
- учет принципов здоровьесбережения;
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
- усиление коммуникативного компонента учебной деятельности, переход на групповые и проектные виды деятельности;
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы;
- участие самого учащегося в реализации адаптированной общеобразовательной программы;
- адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной общеобразовательной программой;
- Включение компонента профессиональной ориентации в рамках начальной трудовой подготовки (предпрофильная подготовка)
- Включение социокультурных компонентов программы
- Вариативность форм и видов обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная), с использованием ресурсов дистанционного образования
- Учет принципов здоровьесбережения
Среднее общее образование – направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
- Построение индивидуального жизненного плана
- Участие самого учащегося в реализации адаптированной образовательной программы
- Разработка индивидуального учебного плана как части адаптированной образовательной программы
- Адаптация форм промежуточной и итоговой аттестации по результатам овладения
- Предпрофильное и профильное образование как элемент адаптированной образовательной программы
- Включение социокультурных компонентов в адаптированную образовательную программу
- Углубленное изучение отдельных предметов
- Сетевое взаимодействие организации в процессе реализации адаптированной образовательной программы
- Учет принципов здоровьесбережения.
Начало формы
|
|