Детерминация психического развития человека. Игра и её роль в психическом развитии

Детерминация – определение, определенность. Каузальный – причинный подход, исследователи ищут источники, механизмы развития.

Специфика факторов психического развития человека (Е. Ф. Рыбалко): 1) связь с соц.программой общества (направлена на формирование всесторонне развитой личности как субъекта общественно полезной трудовой деятельности); 2) множественный, полигенетический характер факторов развития (присущ основным факторам – учение, труд, игра – что ускоряет психическое развитие в целом, и прежде всего интеллект, личность, индивидуальность, субъект различных видов деятельности и общения); 3) вероятностный характер действия различных детерминант на развитие психики в силу того, что их влияние носит множественный и разнонаправленный характер; 4) усиление роли субъектных факторов, возникающих по мере образования внутренних психологических регуляторов поведения в результате воспитания и самовоспитания (действуют наряду с внешними и определяют направление, темпы и содержание психического развития человека); 5) динамичность факторов развития; 6) опережающий характер.

Психическое развитие во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия многих факторов, среди которых основное значение имеют те виды деятельности, где человек, начиная с раннего детства и на протяжении всей своей жизни, выступает субъек­том общения, познания и труда, игра.

Игра – вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс; доступный ребенку путь дальнейшего интенсивного развития потребностей, прежде всего потребностей общении и познании, что обуславливает значение игры как фактора психического развития. Несмотря на большое разнообразие игр, все они имеют единую структуру, кото­рая содержит такие элементы, как мотивы, цели и способы их реализации. Игра применяется в качестве способа ускоренного развития лично­сти и интеллекта, знаний и умений в учебном процессе, для формирования качеств, необходимых в сфере управленческой деятельности, при коррекции семейных отно­шений.

Роль игры в психическом развитии. Следовательно, в играх реализуются и получают дальнейшее развитие разные группы психологических качеств. Во-первых, развиваются и корректируются инди­видные качества, которые в начале совместных игр и при их развертывании могут затруднять или, наоборот, облегчать игровые контакты (возбудимость, уравновешен­ность, неусидчивость и т. д.). Во-вторых, формируются базальные, коммуникативные свойства субъекта общения (умение взаимодействовать, согласовывать свои дей­ствия, организовывать игру и т. д.) и личностные нравственные качества в процессе разыгрывания конкретных сюжетных тем из жизни семьи, школы и т. п. В-третьих, в играх с профессиональными сюжетами (врач, швея, машинист, пожарный, учитель и т. п.) складываются свойства, необходимые при выполнении различных видов тру­довой и учебной деятельности. При этом образуются важные для субъекта познания и трудовой деятельности качества (умение планировать, определять задания, осуще­ствлять контроль за своими действиями, быть внимательным, умение реализовать намеченное и т. п.). В условиях коррекции отрицательных черт поведения и личности дошкольника наиболее эф­фективным является способ, при котором этическая саморегуляция ребенка осуще­ствляется путем включения его в игровую ситуацию, когда он действует в соответ­ствии со взятой на себя ролью, например сказочных героев (Буратино и др.).

В школьный и взрослый периоды жизни игра выступает в новом качестве: либо как элемент учения и трудовой деятельности, либо как форма неосновной, досуговой деятельности (спорт, художественная, самодеятельность, шахматы), либо как своеобразный вид профессиональной, непроизводительной деятельности (актерская, спортивная), где присутствуют элементы детской игры, но в более развитой, профес­сиональной форме (проигрывание роли, игра с правилами). Существенное отличие игровых видов деятельности взрослого состоит в том, что они, как правило, имеют общественно полезный смысл и направлены на реализацию учебных, деловых, соци­ально значимых целей.

В школьный и взрослый периоды игра в ее многообразных формах (деловая, спортивная и т. п.) оказывает различное влияние на психическое развитие и на его отдельные стороны в зависимости от ее роли в общей структуре жизнедеятельности. Поскольку человек в игровой ситуации выступает как субъект игровой деятельно­сти, осуществляя ее выбор, и вносит в нее элементы творчества, постольку эмоцио­нально выраженная игровая мотивация усиливает действие других видов мотивации (учебной, профессиональной) и целеполагания, которые реализуются посредством игрового действия, ускоряя развитие и усвоение новых знаний и умений. В отличие от обычных тренировочных занятий, в игровой процесс вовлекается широкий диапа­зон как личностных, так и индивидных, в том числе профессиональных, свойств чело­века, что способствует их многообразному развитию. При этом существенное значе­ние имеет психологическое содержание и направленность игры, ее место в структуре образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: