Проблема возрастной периодизации психического развития

Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Возраст существует одновременно как метрический (число) и топологический (стадия развития).

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения».

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Систематизация периодизаций психического развития была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации ученый разделил на три группы. Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Таковой является периодизация С. Холла, созданная по аналогии с представлениями о ступенях развития общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5 – 11 лет), пастушескую стадию (8 – 12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом охоты и рыболовства, временем завершения дикости и начала цивилизации, порой романтизма и т. п.

Ко второй группе (самой многочисленной) – периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример, периодизация психосексуального развития 3. Фрейда, предполагающая следующие фазы развития личности: 1) оральная фаза (0-1г): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание (объект); 2) анальная фаза (1–3г): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления (субъект); 3) фаллическая фаза (3-5л): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий (субъект); 4) латентная фаза (5–12л, т. е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (12-18л): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения (объект).

В основе периодизации Л. Колберга лежит становление морали (концепция морального развития), он выделил 3 стадии и 6 ступеней. 1. Страх наказания (до 7 лет) – страх перед правом силы; страх быть обманутым и недополучить благ. 2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет) – стыд перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. 3. Совесть (после 16 лет) – желание соответствовать своим нравственным принципам; желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Л.С. Выготский выделил в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). По его мнению, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: кризис новорожденности (до 2 мес.); младенческий возраст (до 1 года); кризис 1 года; раннее детство (1-3 года); кризис 3 лет; дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст (7-13 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (13-17 лет); кризис 17 лет.

Линию Л.С. Выготского продолжил Эльконин: этап раннего детства (младенчество (до года); ранний возраст (1-3 года)); этап детства (дошкольный возраст (3-7 лет); младший школьный возраст (7-11 лет); этап отрочества (подростковый возраст (11-15 лет); ранняя юность (15-17 лет)).

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): период новорожденности (0-1м); младенчество (1м-1г); преддошкольный период (1г-3л); дошкольный период (3-7л); школьный период (7-18л) – младший школьник (7-11л), подростковый возраст (11,12-15л), переходный (15л), старший школьный возраст (15-17л); взрослость (ж.18-55л, м.18-60л) – ранняя зрелость (до 30), средняя взрослость (35-40), поздняя взрослость (свыше 40); герентогенез (с 55, 60), пожилой (70-74); старческий (75-90); долгожительство (с 90).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: