Открытое письмо Президенту СССР М. С. Горбачеву

Уважаемый господин Президент!

Переход Советского Союза к рыночной экономике значительно улучшит благосостояние его граждан. Ваши экономисты усвоили многое из опыта стран, где рыночная экономика развита в той или иной степени. Ваши планы относительно свободно конвертируемой валюты, свободной торговли и приватизации предприятий, прибыльность или убыточность которых будет зависеть от решений, принимаемых самими предприятиями, достойны всяческого одобрения. Но существует опасность, что Ваша страна заимствует у нас такие черты экономики, которые мешают западным странам процветать в той мере, в какой они могли бы. В частности, есть опасение, что вы можете последовать по нашему пути, позволив частному сектору присваивать большую часть земельной ренты.

Важно, чтобы земельная рента была сохранена как источник государственного дохода. Правительства развитых стран с рыночной экономикой собирают часть земельной ренты в виде налогов, но это далеко не рента в полном объеме. Вследствие этого они излишне и чрезмерно пользуются налогами (например, подоходным налогом, налогом на продажи, налогом на капитал), препятствуя развитию экономики.

Взимание обществом ренты за землю и природные ресурсы преследует три цели. Во-первых, это гарантирует, что никто не лишает своих сограждан собственности за счет приобретения в свое распоряжение непропорционально большой доли природных богатств, принадлежащих всему человечеству. Во-вторых, это обеспечивает получение государством дохода, который правительство может использовать для финансирования социальных программ, не снижая стимулы к накоплению капитала и к труду, не мешая эффективному распределению ресурсов. В-третьих, собирая рентный доход, государство имеет возможность устанавливать такие цены на коммунальные услуги и системы общественного пользования, которые будут способствовать их эффективному использованию.

Рентная стоимость земли образуется за счет трех источников: первый – природная продуктивность земли в сочетании с фактором ее ограниченного количества; второй – развитие общества; третий – создание социальной инфраструктуры. Все граждане имеют равные права на ту часть стоимости земли, которая связана с ее природными свойствами. Составляющая стоимости земли, обусловленная развитием общества и его инфраструктуры, является наиболее разумным источником для финансирования развития этой инфраструктуры. Это ведет к росту стоимости территорий. За счет общества сооружаются дороги, развивается общественный транспорт, появляются парки и строятся инженерные сети. Общество должно стремиться получить как можно большую часть земельной ренты в качестве дохода, распределяя одну часть собранного рентного дохода между всеми гражданами поровну, а вторую часть, связанную с развитием социальной инфраструктуры общества, направлять на финансирование потребностей общества, создавшего ее. Если правительство собирает прирост стоимости земли, являющийся следствием развития общественной сферы услуг, то оно может предлагать эти системы по ценам предельной социальной стоимости, способствуя тем самым их эффективному использованию и дальнейшему повышению рентной стоимости земли, на которой они расположены. Государственные организации, являющиеся землепользователями, должны платить такую же рентную плату, как и другие землепользователи, в противном случае общественный сектор не будет иметь должного финансирования, а государственные организации – стимула или ориентира для более рационального использования земли.

Некоторые экономисты считают, что для получения государством земельной ренты достаточно просто продать землю с аукциона. По целому ряду причин это далеко не лучшая идея. Во-первых, при большом количестве земли, которая должна быть передана в частные руки, любая попытка сделать это в короткий промежуток времени приведет к чрезмерному снижению цен на землю. Во-вторых, лица, способные использовать землю оптимальным способом, не всегда будут иметь средства для ее покупки. Ежегодное же взимание земельной ренты позволит людям с ограниченными средствами получить землю. В-третьих, перепродажа земельных участков вызовет рост спекуляции землей. Получение больших незаработанных доходов создаст напряжение и недовольство в обществе. В-четвертых, забота о политических дивидендах приведет к снижению предложения земли. Проводя разумную политику сегодня, государство сохранит земельную ренту для будущих поколений. В-пятых, стремление инвесторов избегать риска и общая нестабильность также могут снизить предложение земли. Степень риска уменьшится, если позаботиться о том, чтобы величина рентных платежей не диктовалась складывающимися обстоятельствами. И, наконец, по справедливости будущая земельная рента скорее принадлежит грядущим поколениям, чем современному.

Ежегодное взимание ренты с землепользователей позволяет населению иметь право на ее использование в каждом текущем году. Хотя выручка от продажи земли может быть использована в виде капиталовложений в интересах будущих поколений, отказ от сбора будущей ренты сегодня гарантирует сохранение наследия для потомков и предохраняет его от возможных политических эксцессов. В случае, если будет принято решение о формировании государственного бюджета преимущественно за счет ренты, потребуется рассмотрение комплекса вопросов, касающихся сроков аренды земельных участков, создания системы прав на землю, оценки земли, социальной защиты от злоупотреблений, отказа от пользования истощенным запущенным участком, возможного перераспределения земли между регионами с целью выравнивания показателей по природным ресурсам в расчете на душу населения. Все эти вопросы должны быть отрегулированы в законодательном порядке, ни один из них не является неразрешимым.

Общество должно приложить максимальные усилия, чтобы земельная рента, являющаяся плодом коллективного труда, использовалась в интересах всех граждан. В то же время доход, созданный за счет интеллекта, труда и капитала конкретных лиц, должен принадлежать этим лицам. Землепользователям нельзя давать право определять самим, через какой промежуток времени следует пересматривать размер рентных платежей. В целях эффективности, справедливости все землепользователи должны ежегодно платить земельную ренту местным властям в размере, соответствующем текущей рентной стоимости используемой ими земли.

С уважением

Николаус Тидеман, профессор экономики, Политехнический институт и Государственный университет штата Вирджиния, США

Уильям Викри, президент Американской экономической ассоциации в 1992г.

Мейсон Гэффни, профессор экономики, Калифорнийский университет, США

Лоуэлл Харрис, заслуженный профессор экономики, Колумбийский университет, США

Жак Тиссе, профессор экономики, Научно-исследовательский центр по эконометрике, Католический университет, г.Луивэна, Бельгия

Шарль Гоэц, профессор права, Вирджинский университет, США

Джин Вундерлих, старший экономист по сельскому хозяйству, Экономическая научно-исследовательская служба департамента сельского хозяйства, США

Даниэль Р. Фусфельд, заслуженный профессор экономики, Мичиганский университет, США

Элизабет Клейтон, профессор экономики, Миссурийский университет, США

Роберт Дорфман, заслуженный профессор политэкономии, Гарвардский университет, США

Карл Кейзен, профессор экономики, Массачусетский технологический институт, США

Тибор Щитовский, заслуженный профессор экономики, Стэнфордский университет, США

Ричард Гуд, г.Вашингтон, округ Колумбия, США

Сьюзен Роуз-Экерман, профессор права и политэкономии, Йельский университет, США

Джеймс Тобин, заслуженный профессор экономики, Йельский университет, США Ноб.пр.

Ричард Масгрейв, заслуженный профессор политэкономии, Гарвардский университет, США

Франко Модильяни, заслуженный профессор экономики, Массачусетский технологический университет, США Ноб.пр.

Уоррен Дж. Сэмюэлс, профессор экономики, Мичиганский государственный университет, США

Гай Оркатт, заслуженный профессор экономики, Йельский университет, США

Юджин Смоленский, декан факультета политологии, Калифорнийский университет, США

Тед Гвортни, экономист, оценщик земли и недвижимости, Калифорния, США

Оливер Олдмэн, профессор права, Гарвардский университет, США

Зви Грилич, профессор экономики, Гарвардский университет, США

Уильям Бомоль, профессор экономики, Принстонский университет, США

Густав Ранис, профессор международной экономики, Йельский университет, США

Джон Хелливелл, профессор экономики, университет провинции Британская Колумбия, Канада

Джулио Понтекорво, профессор экономики и банковского дела, аспирантская школа бизнеса, Колумбийский университет, США

Роберт Солоу, профессор экономики, Массачусетский технологический институт, США

Альфред Кан, г.Итака, штат Нью-Йорк, США

Харви Левин, профессор экономики, Хофстрский университет, США

1991 г.

Рональд Бэнкс. Общество благосостояния и частная прибыль.

Лондон: Центр стимулирующего налогообложения;

С.-Петрбург: НИЦ «Экоград», 1994


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: