Тема природы

Лекции по творчеству Б. Пастернака

Мотивы лирики

В тематическом плане в лирике Б. Л. Пастерна­ка можно выделить стихи о природе, о любви и о твор­честве.

Тема природы

Тема природы — сквозная во всей лирике Пастер­нака. Уже в самом раннем стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912) лирический герой передает свое ощущение наступающей весны как все­мирной жажды обновления жизни. Поэт стремится вырваться из города на природу:

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез крик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Интересен в стихотворении лейтмотив черноты, выраженный образами черной весны, чернил, чер­неющих проталин, грачей, которые сравниваются с обугленными грушами. Причем этот цвет главен­ствует в стихотворении, хотя художественный мир стихотворения динамичен и звучен, в нем преобла­дают глаголы движения, звуковые образы («пла­кать», «писать о феврале навзрыд», «ветер крика­ми изрыт»).

В стихотворении выражается и высокое эмоцио­нальное состояние поэта — это убежденность в главен­ствующем значении жизни.

Другое раннее стихотворение Пастернака «Ты в ветре, веткой пробующем...» (1917) передает психоло­гическое состояние лирического героя через состояние природы. Перед читателем как бы выстраивается «пе­речень» пейзажных деталей и переживаний лириче­ского героя. Они сосуществуют как приметы жизни, которую поэт видит в пении птиц, в звуках ветра, в запахе сада и, одновременно, в своих воспоминаниях о любви. Взгляд выхватывает в окружающем детали, отвечающие настроению героя. Цветущая сирень предстает «мильоном синих слез», капли росы на ней слепящие, тяжелые. Ими обрызган и заплакан сад. В нем жаль каждую ветвь, намокшую воробышком. Такой образ очень близок настроению лирического ге­роя. Сад одушевляется (олицетворение), становится живым: в движении ветра появляется осмысленность. Однако, если в природе день и ночь сменяют друг дру­га, то для лирического героя все вмещается в один миг его жизни. Так раскрывается богатство духовного мира человека, в субъективном переживании которо­го отражается вселенная. Человек и природа предста­ют двумя тесно примыкающими друг к другу половин­ками целого мира.

В 1940 году Пастернак создает цикл стихов «Переделкино». Ахматова, навестившая поэта в августе 1940 года, полагала, что преодолеть мучительную творческую паузу, которую поэт тяжело переживал в 1930-е годы, помогла Пастернаку встреча с природой: «Природа всю жизнь была его единственной и полно­правной Музой, его тайной собеседницей, его Невес­той и Возлюбленной, его Женой и Вдовой — она была ему тем же, чем была Россия — Блоку. Он остался ве­рен ей до конца, и она по-царски награждала его».

Его стихи о природе Переделкина полны воспо­минаниями детства и моря, они будят надежду и бла­годарность, рождают чувство восхищения просты­ми людьми, легко и мужественно переносящими вы­павшие на их долю лишения.

В позднем творчестве в описании природы мы находим множество прозаизмов. Вот какой увидел Пастернак весну:

Это она, это она,

Это ее чародейство и диво.

Это ее телогрейка за ивой,

Плечи, косынка, стан и спина.

В одном из своих последних стихотворений «Ко­гда разгуляется» (1956) Пастернак дает описание природы как образ гармоничной простоты и совер­шенства, как образ храма (ср. Есенин). Простор зем­ли и храм в стихотворении уподобляются друг другу:

Как будто внутренность собора —

Простор земли, и чрез окно

Далекий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах и счастья отстою.

Мир природы в стихотворении эмоционален, мно­гомерен, полнокровен, что выражается сравнениями («Большое озеро как блюдо»), многоцветен.

Человек и мироздание у Пастернака даны в од­ном измерении и масштабе. И человек, и природа у него одинаково одушевлены и одухотворены.

Лев Озеров заметил еще одну особенность стихов Пастернака о природе: «Стихи Пастернака о природе полны шорохов листвы, ропота моря,, весенней капе­ли, сияния синевы неба и синевы инея, раскатов гро­ма, блеска радуги, влюбленного шепота, звучанья музыки... Очарование жизни и жизнью ощутимо в его поэзии, как ощутимо море на любой из улиц и улочек приморского города».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: