Лекции по творчеству Б. Пастернака
Мотивы лирики
В тематическом плане в лирике Б. Л. Пастернака можно выделить стихи о природе, о любви и о творчестве.
Тема природы
Тема природы — сквозная во всей лирике Пастернака. Уже в самом раннем стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912) лирический герой передает свое ощущение наступающей весны как всемирной жажды обновления жизни. Поэт стремится вырваться из города на природу:
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез крик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Интересен в стихотворении лейтмотив черноты, выраженный образами черной весны, чернил, чернеющих проталин, грачей, которые сравниваются с обугленными грушами. Причем этот цвет главенствует в стихотворении, хотя художественный мир стихотворения динамичен и звучен, в нем преобладают глаголы движения, звуковые образы («плакать», «писать о феврале навзрыд», «ветер криками изрыт»).
В стихотворении выражается и высокое эмоциональное состояние поэта — это убежденность в главенствующем значении жизни.
|
|
Другое раннее стихотворение Пастернака «Ты в ветре, веткой пробующем...» (1917) передает психологическое состояние лирического героя через состояние природы. Перед читателем как бы выстраивается «перечень» пейзажных деталей и переживаний лирического героя. Они сосуществуют как приметы жизни, которую поэт видит в пении птиц, в звуках ветра, в запахе сада и, одновременно, в своих воспоминаниях о любви. Взгляд выхватывает в окружающем детали, отвечающие настроению героя. Цветущая сирень предстает «мильоном синих слез», капли росы на ней слепящие, тяжелые. Ими обрызган и заплакан сад. В нем жаль каждую ветвь, намокшую воробышком. Такой образ очень близок настроению лирического героя. Сад одушевляется (олицетворение), становится живым: в движении ветра появляется осмысленность. Однако, если в природе день и ночь сменяют друг друга, то для лирического героя все вмещается в один миг его жизни. Так раскрывается богатство духовного мира человека, в субъективном переживании которого отражается вселенная. Человек и природа предстают двумя тесно примыкающими друг к другу половинками целого мира.
В 1940 году Пастернак создает цикл стихов «Переделкино». Ахматова, навестившая поэта в августе 1940 года, полагала, что преодолеть мучительную творческую паузу, которую поэт тяжело переживал в 1930-е годы, помогла Пастернаку встреча с природой: «Природа всю жизнь была его единственной и полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой — она была ему тем же, чем была Россия — Блоку. Он остался верен ей до конца, и она по-царски награждала его».
|
|
Его стихи о природе Переделкина полны воспоминаниями детства и моря, они будят надежду и благодарность, рождают чувство восхищения простыми людьми, легко и мужественно переносящими выпавшие на их долю лишения.
В позднем творчестве в описании природы мы находим множество прозаизмов. Вот какой увидел Пастернак весну:
Это она, это она,
Это ее чародейство и диво.
Это ее телогрейка за ивой,
Плечи, косынка, стан и спина.
В одном из своих последних стихотворений «Когда разгуляется» (1956) Пастернак дает описание природы как образ гармоничной простоты и совершенства, как образ храма (ср. Есенин). Простор земли и храм в стихотворении уподобляются друг другу:
Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах и счастья отстою.
Мир природы в стихотворении эмоционален, многомерен, полнокровен, что выражается сравнениями («Большое озеро как блюдо»), многоцветен.
Человек и мироздание у Пастернака даны в одном измерении и масштабе. И человек, и природа у него одинаково одушевлены и одухотворены.
Лев Озеров заметил еще одну особенность стихов Пастернака о природе: «Стихи Пастернака о природе полны шорохов листвы, ропота моря,, весенней капели, сияния синевы неба и синевы инея, раскатов грома, блеска радуги, влюбленного шепота, звучанья музыки... Очарование жизни и жизнью ощутимо в его поэзии, как ощутимо море на любой из улиц и улочек приморского города».