Удовлетворительно назвать все существующие личностные потребности задача невозможная. Поскольку личность каждого человека неповторима, уникальна, то и потребности могут образовывать самые причудливые комбинации, при этом сохраняя свою высокую личностную позитивность. Поэтому мы говорим скорее о характерных личностных потребностях, наиболее распространенных и базовых по отношению к личностному росту.
Личностные потребности отражают значимые характеристики личностного развития, те требования окружающего мира, которые непосредственно апеллируют к личностной сущности человека, к его человеческому предназначению.
Личностные потребности характеризуются:
· Непосредственным отношением к личностному росту и развитию;
· Высокой личностной и социальной значимостью;
· Нравственной направленностью.
В данном контексте мы условно разделяем потребности физиологические, социальные, деятельностные и личностные, как потребности личностного роста и развития или потребности которые могут быть охарактеризованы как нравственные.
|
|
Прежняя концепция воспитания рассматривала личность как гармоничную совокупность различных личностных составляющих и потребностей, формирующихся и опосредующихся в деятельности. Современная гуманистическая концепция воспитания предполагает иерархическую структуру личности, где во главе личностного развития стоят нравственные потребности личности. Впрочем, и в прежнее время коммунистическое воспитание играло главенствующую роль, поэтому гармония равнозначных составляющих была иллюзорной. Несомненно, что все эти составляющие и группы потребностей взаимозависимы и взаимовлияющие. Кроме того, одни и те же потребности в зависимости от их внутренней значимости могут быть отнесены к различным группам. Например, потребность в деятельности может носить и нравственный, и физиологический и социальный характер. Поэтому мы рассматриваем потребности, имеющие внутреннюю нравственную направленность и нравственное значение для личностного роста.
Указывая на нравственное значение той или иной потребности мы вновь оказываемся в затруднительном положении поскольку само понятие нравственности имеет социальные корни и следовательно подвержено разнохарактерному трактованию в различных социальных и исторических контекстах. Поэтому для каждой из названных групп потребностей мы предложим характеристику нравственного, должного, этического значения в авторской интерпретации, основываясь в основном на подходах гуманистической психологии, экзистенциальной философии, деятельностной психологии и христианской антропологии, там, где эти подходы не имеют резких, глубинных противоречий.
- Личностное развитие
- Полнота жизни
- Деятельность
- Общение
- Социализация
- Самоопределение
- Самоутверждение
- Самовыражение
- Профессиональный выбор, карьера
- Творчество
- Дружба, доверие
- Любовь