Личностные потребности

Удовлетворительно назвать все существующие личностные потребности задача невозможная. Поскольку личность каждого человека неповторима, уникальна, то и потребности могут образовывать самые причудливые комбинации, при этом сохраняя свою высокую личностную позитивность. Поэтому мы говорим скорее о характерных личностных потребностях, наиболее распространенных и базовых по отношению к личностному росту.

Личностные потребности отражают значимые характеристики личностного развития, те требования окружающего мира, которые непосредственно апеллируют к личностной сущности человека, к его человеческому предназначению.

Личностные потребности характеризуются:

· Непосредственным отношением к личностному росту и развитию;

· Высокой личностной и социальной значимостью;

· Нравственной направленностью.

В данном контексте мы условно разделяем потребности физиологические, социальные, деятельностные и личностные, как потребности личностного роста и развития или потребности которые могут быть охарактеризованы как нравственные.

Прежняя концепция воспитания рассматривала личность как гармоничную совокупность различных личностных составляющих и потребностей, формирующихся и опосредующихся в деятельности. Современная гуманистическая концепция воспитания предполагает иерархическую структуру личности, где во главе личностного развития стоят нравственные потребности личности. Впрочем, и в прежнее время коммунистическое воспитание играло главенствующую роль, поэтому гармония равнозначных составляющих была иллюзорной. Несомненно, что все эти составляющие и группы потребностей взаимозависимы и взаимовлияющие. Кроме того, одни и те же потребности в зависимости от их внутренней значимости могут быть отнесены к различным группам. Например, потребность в деятельности может носить и нравственный, и физиологический и социальный характер. Поэтому мы рассматриваем потребности, имеющие внутреннюю нравственную направленность и нравственное значение для личностного роста.

Указывая на нравственное значение той или иной потребности мы вновь оказываемся в затруднительном положении поскольку само понятие нравственности имеет социальные корни и следовательно подвержено разнохарактерному трактованию в различных социальных и исторических контекстах. Поэтому для каждой из названных групп потребностей мы предложим характеристику нравственного, должного, этического значения в авторской интерпретации, основываясь в основном на подходах гуманистической психологии, экзистенциальной философии, деятельностной психологии и христианской антропологии, там, где эти подходы не имеют резких, глубинных противоречий.

  1. Личностное развитие
  2. Полнота жизни
  3. Деятельность
  4. Общение
  5. Социализация
  6. Самоопределение
  7. Самоутверждение
  8. Самовыражение
  9. Профессиональный выбор, карьера
  10. Творчество
  11. Дружба, доверие
  12. Любовь

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: