Виды мышления

Источником и критерием мыслительной действительности является практика.

По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое и практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.

По содержанию решаемых задач выделяют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Виды мышления для наглядности представлены на рис. 2. Теоретически-понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме. Он пользуется готовыми знаниями, полученными другими людьми. Этот вид мышления характерен для научных работников.

 
 
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ


       
   


Рис. 2. Основные виды мышления

Теоретически-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом являются образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, люди творческого труда.

Оба рассмотренных вида мышления дополняют друг друга.

Наглядно-образное мышление - наиболее полно и развернуто представлено у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой.

Наглядно-действенное мышление отличается тем, что нестандартная задача решается посредством наблюдения реальных объектов и выполняются преобразования, в которых принимает участие сам человек.

Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое.

Качества мышления отражают индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей. К ним относятся:

самостоятельность мышления - умение человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и помощи других людей;

широта - проявляется в кругозоре человека, в способности видеть проблемы во взаимосвязи с другими явлениями;

глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает;

гибкость - выражается в умении быть свободным от шаблонных приемов, быстро изменять свои действия при изменении обстановки;

инициативность - постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи;

быстрота - скорость решения поставленных задач.

оригинальность - способность производить новые идеи;

пытливость - потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;

критичность - объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

Мыслительный процесс основывается на оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия бывают конкретные и абстрактные, единичные и общие.

Суждение — отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные, ложные, предположительные. В суждениях человек высказывает свое мнение о чем-либо. Если человек хочет убедить себя или других, он начинает рассуждать, делать умозаключения.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают трех видов. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами мышления.

Сравнение. Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях.

Мы часто слышим такое выражение: "Все познается в сравнении", а если хотим подчеркнуть что-то удивительное, из ряда вон выходящее, говорим: "Несравненно!"

Выявляя тождество одних и различие других вещей, сравнение приводит к их классификации, которая производится по какому-либо признаку. Так, в библиотеке книги можно классифицировать по авторам, по содержанию, по жанру и т. д.

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и т. д. В данном случае анализ - мысленное разложение целого на составляющие его части. Синтез - это мысленное соединение отдельных частей. Так, при чтении текста выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом.

Абстракция. Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство для более углубленного познания, отвлекаясь на время от всех остальных. Тогда мы используем абстракцию (от лат. abstractio - отвлечение). Абстракция позволяет проникнуть "вглубь" предмета, выявить его сущность.

Абстракция всегда соединяется с обобщением. Благодаря обобщению, в мышлении писателя, поэта, художника возникают образы, в которых воплощаются черты целого поколения или целого класса людей.

Абстракция всегда предполагает противоположную ей мыслительную операцию - конкретизацию. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. Привести пример часто бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.

Мышление не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Они способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, направленность, остроту.

Интеллект. Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных (мыслительных) способностях, т.е. к вопросу о том, что именно представляет собой наш ум, как устроен, каковы его особенности. По определению американского психолога Векслера, создавшего в 1939 г. первую систему измерения интеллекта взрослого человека, интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В самом широком смысле он - это наша способность осознанно адаптироваться к окружающей среде.

Чтобы более точно измерить интеллект, обычно используют два теста. В одном предлагаются задачи, с использованием слов (ВИП - вербальный интеллектуальный показатель), в другом надо выполнить задания (НИП - невербальный интеллектуальный показатель). Общий показатель складывается из их суммы, причем единых правил подобного "сложения" пока не существует.

Наибольшей популярностью пользуется так называемый "коэффициент интеллектуальности" (IQ), который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста.

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие показатели могут приближаться к нулю, самые высокие - к 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение -16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям школы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающее высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180). (Цит. по кн. "Психология и педагогика", М., - 1996, С.90-91) Результаты тестирования связаны, в сущности, с умением тестируемых быстро и четко понимать и выполнять задание. Поэтому оно измеряет не столько интеллект, сколько умение выполнять задания именно этого теста и только. Все остальные выводы требуют дополнительных исследований. Не удивительно, что самый высокий IQ оказался у людей, чей профессиональный опыт близок к методам мыслительных операций: у научных работников, химиков, математиков, педагогов и студентов.

Практически все психологические школы утверждают, что интеллект развивается только до 20-летнего возраста, причем в разные годы этого периода - с неодинаковой скоростью. К 6 годам интеллектуальное развитие осуществляется в норме уже более чем на треть, к 8-ми годам - наполовину и к 12 годам - на 3/4 (данные школы Ж.Пиаже).

Расстройства мышления. При эйфории, повышенном настроении, увлеченности (у некоторых людей - в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы "наезжает" на другую.

Подобный непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мысли называется "ментизмом".

Противоположное состояние - неоправданная "обстоятельность мышления". Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, такие люди старательно и бесконечно описывают всякие мелочи, подробности.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединить несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения, допускают подмену одних понятий другими. Такое "субъективное" мышление называют паралогическим (женская логика).

Иногда с мышлением происходят и более странные вещи: логические связи нарушены, смысловое единство отсутствует, но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным. Человек с серьезным видом вам что-то объясняет, а вы не можете понять, в чем дело: или "оратор" сам толком не понимает хода своих мыслей, или это я еще не дорос до их понимания. Такое мышление называют "разорванным".

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т.е. к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления.

Выдуманный фантастический мир у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. Это аутистическое мышление. Аутизм обозначает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, исчезает стремление общаться с окружающими. Аутистическое мышление способно "осуществить" все наши желания. Конечно, можно утверждать, что аутистическое мышление не способно влиять на реальную жизнь, что это бесплодные фантазии, но это не так.

Крайняя степень расстройства мышления - бред. Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, противоречащие ей. Нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают высказывать крайне странные для окружающих идеи, не поддаваясь никаким предубеждениям. Наиболее распространенным считается "бред преследования": с человеком якобы плохо обращаются по службе, поручают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Сюжеты бреда, его идеи повторяются во всех культурах, у представителей самых разных национальностей и практически не меняются тысячелетиями. Детали бредового утверждения определяются историческими условиями, а схемы однотипны. Удивительное сходство бредовых идей подтверждает, что психическая жизнь людей подчинялась и подчиняется единым и достаточно устойчивым закономерностям.

Повторение пройденного материала

Домашнее задание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: