Лекция
1. Общая характеристика мышления. Мышление и речь
2. Основные этапы мыслительных процессов
3. Формы логического мышления
4. Виды мышления
5. Индивидуальные особенности мышления
Высокие требования к управлению производством, разработке стратегии, созданию профессиональной структуры организации и теории планирования распространяются также на профессиональное мышление менеджера. Поскольку экономическая практика опирается на четкое знание и единообразие применения экономических законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в экономическом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Мышление поэтому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Каждый человек мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного (пусть это открытие только для себя, а не для человечества). Например, каждый студент, решая задачу, обязательно открывает для себя нечто новое. Знание логики позволяет менеджеру точно и аргументировано строить свою речь, видеть несогласованность в общении клиентов, коллег по работе, а также в письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать версии.
|
|
Очевидно, что изучение логики менеджером не может заменить специальных экономических знаний. Однако она способствует тому, чтобы каждый будущий менеджер стал хорошим специалистом в своей области. Логика, обладая прикладным характером, позволяет будущим специалистам освоить теоретически и научиться практически применять логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д. Вот почему, по мнению выдающегося педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для глубокого усвоения профилирующих экономических дисциплин.
Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, в ходе обобщенного отражения действительности на основе ее анализа и синтеза. М.- это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредственным отражением действительности.
|
|
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению.
Нельзя не сказать и то, что познавательный процесс мышления является предметом комплексного междисциплинарного исследования. Теория познания как философская дисциплина исследует наиболее общие закономерности всей познавательной деятельности. Например, она исследует возникновение и развитие в ходе человеческой истории таких категорий, как «бытие», «сознание», «качество», «количество», «материя». На основе философских, предельно общих принципов теории познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией. Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуется акт мышления. Кибернетика рассматривает мыслительную деятельность как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе ЭВМ и мышлении человека. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды.
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий, представлений, человек, вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать предметы и явления окружающей действительности, которые непосредственно вовсе не даны в ощущениях и восприятиях и поэтому непосредственно не наблюдаемы. (Н., теория элементарных частиц – их нельзя видеть, о них можно только мыслить).
Для мыслительной деятельности существенна связь не только с чувственным познанием, но и с языком и речью. В этом и проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается наглядно-действенным, оно не может быть отвлеченным. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.
Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка ккой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта, то или иное его свойство и закрепить понятие о нем в специальном слове. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек, тем самым, формулирует их и для себя. Такое формулирование, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.
Процесс мышления - это прежде всего анализ, синтез и обобщение.
Анализ – это выделение в объекте, тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений. Это расчленение объекта на различные компоненты. (Н., способ действия какой-либо реакции; способ действия установки или механизма).
Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. (Н., сопоставление друг с другом выделенные вещества в реакции).
Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.
Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки – значит судить или рассуждать. С помощью понятия не всегда удается передать все богатство человеческой мысли и самих предметов; оно всего лишь основа наших рассуждений о тех или иных свойствах, качествах предметов.