На сегодняшний день исследователями в области отечественной и зарубежной психологии выделяются следующие подходы[2] к определению и пониманию понятия индивидуальности:
– как взаимодействие полюсов «Я» и «мир» в структуре личности (Ж. Ньюттен);
– как поиска смысла жизни в социуме (В. Франкл);
– как способ существования уникальности и неповторимости личности (В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов);
– как результат процесса социализации (A.Г. Асмолов, И.С. Кон);
–как единство и взаимосвязь свойств личности и субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев);
– как особая форма бытия отдельного человека (В.С. Мерлин);
– как индивидуальный способ адаптации личности (В.Н. Небылицын);
– как сумма всех качеств личности (А.В. Брушлинский);
– как система личностных смыслов (Д.А. Леонтьев, Ю.М. Орлов);
– как способ функционирования субъекта деятельности (К. А. Альбуханова);
– как продукт индивидуальной истории (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн);
– как результат индивидуального развития человека (Ю.М. Орлов);
– как результат смены периодов социализации и индивидуализации (А.В. Петровский);
– как высший уровень развития личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, A.Г. Асмолов, К. А. Альбуханова);
– как следствие развития личности, становления ее самосознания, функций самоконтроля, саморегуляции (Е.Б. Весна).
Несмотря на многообразие трактовок понятия индивидуальности, между ними есть одно общее: в понятии индивидуальности человека отражается его уникальность, особенность, неповторимость, специфичность, которые обуславливает выделенность из своей социальной среды. Эта обстоятельство отличает данное понятие в отечественной психологии от смежных и однорядковых понятий таких, как «человек», «индивид» и «личность», «идентичность[3]» (в частности, которое смешивается и отождествляется с понятием индивидуальности в современной зарубежной психологии).