Причины популярности и непопулярности ребёнка

Чем же определяется популярность ребёнка среди сверстников и почему одни дети становятся привлекательными для большинства детей группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание?

Чтобы ответить на этот важный вопрос было проведено специальное исследование, в котором сравнивались психологические особенности популярных и непопулярных детей: их интеллект, общительность, инициативность в игре и пр.

Результаты оказались весьма неожиданными. Оказалось, что эти две группы детей практически не различались по уровню развития интеллекта и мышления. Это может свидетельствовать о том, что познавательные способности, и даже способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребёнка в группе сверстников.

По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Однако, здесь следует отметить, что среди непопулярных детей по этим показателям отчётливо выделились две крайние группы: замкнутых и совершенно пассивных с одной стороны и чрезмерно общительных, стремящихся к руководству с другой. Обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребёнка отвергаемым. Навязчивое стремление ребёнка к лидерству и руководству, желание командовать и навязывать свою волю далеко не всегда обеспечивают признание и симпатии сверстников.

В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям. Однако, на этом основании нельзя сделать вывода о том, что эти средняя степень общительности и инициативности (которая отмечалась у многих других детей) сами по себе обеспечивают популярность ребёнка в группе сверстников.

Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Эти различия проявились в разных ситуациях.

Во-первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны к действиям сверстник, и проявляли интерес к тому, что он делает. При чём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску - они одобряли, поддерживали, хвалили других детей. Непопулярные дошкольники предпочитали осуждать действия сверстников («у тебя ничего не получается», «ты только каляки умеешь рисовать») и навязывали свой замысел («Смотри, как надо делать правильно, рисуй как я»).

Во-вторых, популярные дети умели сопереживать другим. Успехи сверстников отнюдь не обижали, а напротив радовали их, а промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно – расстраивались из-за чужих успехов и радовались в ответ на промахи и неудачи сверстников. Они не могли согласиться с высокой оценкой других детей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя («А у него всё равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше»). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила ребёнка до слёз. Осуждение и отрицательные оценки других вызывали активное согласие и нескрываемую радость.

В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные не делали этого никогда.

И наконец, популярные дети, даже в позиции "обиженного" предпочитали разрешать конфликты мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные как правило находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах. Например, ребёнку показывают картинку с изображением знакомой детям ситуации (один ребёнок сломал игрушку другого) и спрашивают, что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (если бы сломали твою игрушку). Популярные дети, как правило, стремились найти конструктивный выход из этой ситуации: «Починил бы», «Взял бы другую игрушку», «Попросил, чтобы мне купили такую же». Непопулярные обычно прибегали к враждебно-агрессивным решениям: «Убью», «Позову милиционера», «Стукну молотком по голове» и пр.

Итак, психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а прежде всего те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и пр. В основе всех этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении другой ребёнок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается его собственное Я. Личность ребёнка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как своё поражение. Такое отношение к другим людям складывается у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым сверстниками, успешным в сфере общения. Это Я не замкнуто в себе, не отгорожено психологическими защитами, а открыто для других и внутренне связано с ними. Поэтому дети легко и без колебаний помогают сверстникам и делятся с ними, воспринимают чужие радости и огорчения, как свои.

Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Сравнение себя с другими, соревнование, конкуренция с необходимостью присутствуют в отношении одного человека к другому. Однако, у популярных детей, в отличие от непопулярных, всё это не является главным и основным. Защита, утверждение и признание своего Я не является для них специальной и единственной жизненной задачей. Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить обеспечивает признание других и утверждение ребёнка в группе сверстников. А что может быть дороже этого…

В отличие от этого, у детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчуждённое отношения к другим детям. Их главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего Я. Такая защита может принимать самые разные поведенческие формы и вызывает самые разные трудности в общении: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, который выражается в замкнутости и застенчивости. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества - в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем Я, замкнуты на своих преимуществах (или недостатках). Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребёнку, так и окружающим. В связи с этим возникает важная и ответственная задача - помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении - либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность.

Однако, во всех случаях, главная цель заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: