Положение Церкви Христовой при Константине Великом

Вместе со своим зятем Ликинием в 313 г он издал в Милане эдикт о веротерпимости ко всем религиям, а также о возращении христианам мест богослужебных собраний и всего недвижимого имущества, отнятого во время гонений.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. В 324 г. в битве на Босфоре Константин победил. Ликиний лишился престола и жизни, а Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Сделавшись единодержавным государем во всей Греко-Римской империи, Константин мог теперь беспрепятственно посвятить себя на служение Церкви. Хотя он не тотчас принял крещение, но уже с 313 года сделался настоящим христианским государем, почему и делал все, что было в его власти, для блага Церкви. Так, вступая в управление восточною половиною империи, в изданном по сему случаю манифесте он высказывал желание, чтобы все его подданные были христианами, и вообще, при всяком удобном случае старался обратить на путь истинный своих языческих подданных. Его воззвания и убеждения не оставались без последствий: многие из язычников обращались к христианству.

1.3. Привилегии христианской Церкви от имп. Константина:

314 г. — он прекратил языческие игры;

313-315 гг. — освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов;

315 г., — отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь;

321 г. — повелел по всей империи праздновать воскресный день;

— в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия;

— предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям,

— допустил христиан к занятию высших государственных должностей;

— 325 г. — приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения

Что касается отношения Константина к язычеству, то он поступал в этом случае как глубокий политик. Он понимал, что язычество должно само собою по естественному ходу вещей уничтожиться. Поэтому не предпринимал никаких строгих мер против него, тем более, что язычников в империи было гораздо больше, чем христиан. Константин не закрывал языческих храмов, не отнимал жалования у языческих жрецов, даже не сложил с себя титула верховного жреца (pontifex maximus), который носили римские императоры. Вообще он постоянно говорил, что религия есть дело совести, и оказывал замечательную терпимость ко всем своим языческим подданным, не исключая и солдат-язычников, которых он не принуждал исполнять христианских обрядов. Только те языческие храмы, которые оставались без употребления после обращения в христианство жителей известной местности, были им закрываемы, и здания их отдавались христианам.

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство — перестроен ипподром, построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, строятся крепостные стены, со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем. Впоследствии в день празднования города — бедным раздавали хлеб.

1.4. Причины переноса столицы:

2. Военно-политическая — связанная с незащищенностью Рима и переселением народов: готов, гунны и франки.

3. Увеличение территории империи — так как восточной частью было сложно управлять.

4. Выгодное географическое положение Константинополя.

Римским папам был отдан Латеранский дворец, который почти тысячу лет был резиденцией пап (до переезда их в Ватикан в 1308 г.) Там был построена базилика св. Иоанна в Латеране, ставшая кафедральным собором Рима.

Перенос столицы освободил Рим от имперской власти и оставил папу единым авторитетом на Западе.

Константин строил храмы и в других городах империи. В Риме были сооружены базилики свв. Петра и Павла, в Палестине ¾ храмы в Вифлееме и у Гроба Господня.

1.5. Обретение Святынь:

Много потрудилась в деле строительства храмов мать имп. Константина — Елена. Но главной ее заслугой перед св. Церковью, является обретение Животворящего Креста Господня. Обретение Креста состоялось 326 году.

По указаниям одного престарелого иудея Иуды узнали, что Крест находился под языческим храмом богини Венеры, воздвигнутым на холме над пещерой Гроба Господня.

После многодневных раскопок пещера гроба Господня были обретены были три креста и подле них доска с надписью и честные гвозди. Узнать, на каком из крестов был распят Спаситель, помогло чудо. По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот воскрес. Макарий, желая прославить великую радость, обретение Честного и Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его высокого над толпой собравшегося народа, восклицавшего: «Господи, помилуй!». Это было первое Воздвижение честного и животворящего Креста. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 (27) сентября.

Многие из язычников и иудеев тогда обратились ко Христу; в числе обратившихся был и тот Иуда, который указал место, где хранился святой Крест. На месте обретения Животворящего Креста стараниями св. Константина и св. Елены был воздвигнут величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. В 335 году 13 сентября по старому стилю было совершено освящение храма, а на следующий день, 14 сентября, в него был торжественно внесен Животворящий Крест Господень.

Св. Елена скончалась на руках своего сына в возрасте 80 лет (327 год). Тело ее первоначально было положено в Константинополе, в церкви 12 Апостолов. В средние века св. мощи были обретены в Овилье (Франция) и прославлены многочисленными чудесами. Ныне мощи святой царицы Елена покоятся в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (посвящен двум святым мученикам - епископу Санса Ле и отшельнику из Прованса Жилю).

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в Никее в 325 году. На нем было осуждено арианстство и составлен Символ веры, в который по предложению императора был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода. Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, предложившему внести в Символ веры это определение.

В 337 году Константин принял крещение от Евсевия, епископа Никомидийского, а затем вскоре умер на 65 году своей жизни, причисленный Церковью к лику святых, а римским языческим сенатом, по давнему языческому обычаю, — к сонму богов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: