Преемниками Константина Великого были его сыновья:
1. Константи́н II — сын Константина Великого, римский император-соправитель в 337—340 годах.
2. Конста́нт — римский император в 337-350 годах. В 333 году был провозглашён цезарем, в 335 году получил в управление Италию, Африку, Иллирийские провинции, а при новом разделе государства в 338 году (после смерти Константина Великого) — весь Балканский полуостров, кроме Фракии.
Константин II, император Запада, в результате спора о границах в 340 году объявил войну Константу и погиб при Аквилее, Констант получил весь Запад (Британию, Галлию и Испанию).
Констанций II — римский император в 337-361 годах, десять раз был консулом.
После смерти отца в 337 году получил в управление бо́льшую часть Востока. В борьбе за установление контроля над всей империей устранил двух своих дядей (братьев Константина Великого) и семерых племянников. В 353 году единоличным правителем империи. В его правление гражданская война осложнялась тем, что империя была вынуждена вести изнурительную войну с персами и германцами.
|
|
Братьев разъединяли не только политические интересы, но и религиозные. В то время как Константин и Констант были на стороне никейцев, Констанций стоял за ариан.
Его правление знаменовало собой полное торжество арианства. Смерть Константа лишила ортодоксальное течение самого влиятельного защитника, и Констанций мог без помехи отдаться своим арианским симпатиям. На Миланском церковном соборе Афанасий был осуждён и изгнан из Александрии в 356 году. Церковь раздиралась смутами, всюду кипела ожесточённая борьба, часто переходившая в настоящую гражданскую войну.
Однако это не мешало императору энергично преследовать языческие культы: он приказывал отбирать имущества храмов, запрещал языческие жертвоприношения.
Язычество уничтожилось быстро по городам, и только в важнейших из них, например, Александрии, Афинах и Риме, оно имело еще значительную силу. Сам Констанций, при всем своем желании уничтожить язычество, не отваживался разрушать языческие храмы в Риме и даже не отнял государственного жалования у жрецов.