Понятие «эффективность социальной работы»
Любому социальному учреждению социального обслуживания необходимо осуществлять анализ своей деятельности с целью оценки результатов, выявления и устранения проблем.
СЛАЙД 1
Эффективность это комплексное понятие, не имеющее общепринятого, однозначного определения; результат какого-нибудь действия; характеризующего результативность всего общественного производства[1];
Или иначе – степень достижения конкретных результатов в соотношении с затратами[2].
СЛАЙД 2
Экономический эффект предполагает какой- либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступает прибыль или экономия затрат и ресурсов. Является величиной абсолютной, зависящей от масштабов производства и экономии затрат[3].
Социальный эффект – результат деятельности субъекта, направленный на благо общества в целом или отдельных групп населения, не связанный с получением прибыли[4];
– в отличие от экономического эффекта, социальный эффект - это степень достижения социального результата[5].
|
|
СЛАЙД 3
Экономическая эффективность – это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда и материальными и финансовыми ресурсами.
Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект; Является величиной относительной, получаемой в результате сопоставления экономического эффекта с затратами и ресурсами[6];
Эффективной является деятельность, при которой достигаются максимальные результаты при минимальных затратах.
Эффективность в отношении оценки социальной работы можно также выразить как максимально возможное достижение цели, направленной на удовлетворение потребностей при оптимальных ресурсных возможностях или как соотношение полученных результатов и произведенных затрат.
СЛАЙД 4
Эффективность социальной работы определяется как – максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения при оптимальных затратах, способности государства и общества, системы социальной защиты населения или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы и потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части и отражает характеристику результата целенаправленной деятельности по достижению поставленной цели.
Таким образом в определении эффективности, т.е. сопоставлении результатов деятельности социальных служб с затратами, обязательно присутствуют такие элементы: как цель, результат, затраты.
|
|
Цель – идеальный результат деятельности. В социальной работе цель – удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения. Потребности изучаются и оцениваются, выявляются возможности и методы их удовлетворения социальными работниками, защищаются социальные интересы людей, не способных самостоятельно разрешить свои проблемы.
Результат – экономический и социальный эффекты от деятельности.
Затраты – издержки, понесенные в процессе деятельности для достижения результатов. Затраты бывают материальные (финансовые), умственные (интеллектуальные), временные. Значение имеет и то, в каких санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических, эстетических условиях осуществляется социальная работа[7].
Цель и результат являются главными компонентами определяющими эффективность, поэтому, в целом, эффективность можно рассматривать как степень реализации цели[8].
Составляющие методики эффективности социальной работы [9]:
Одним из важнейших условий совершенствования учреждений социальной защиты населения является наличие базовой информации, объективно отражающей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о клиентах, предоставленных им услугах и их результатах.