Таким образом, Критерий – признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, мерило оценки ее эффективности[10];
К критериям оценки эффективности социальной работы можно отнести:
− уровень удовлетворенности социальных потребностей обслуживаемых граждан;
− качество, оперативность и адресность предоставляемых услуг;
− уровень развития социального обслуживания территории;
− оптимальность затрат на социальное обслуживание;
− кадровый состав и квалификация персонала[11];
− чувство удовлетворения или неудовлетворения клиента;
− степень обращаемости в органы социальной защиты;
− рост (убывание) интереса к деятельности органов социальной защиты;
− рост информированности клиентов о результатах борьбы за права и интересы различных категорий населения;
− формирование ценностных ориентаций на трудовую активность;
− организацию самопомощи и взаимопомощи;
− степень адаптированности к новым социально-экономическим условиям;
|
|
− компенсаторная способность клиента.
Различные виды критериев эффективности социальной работы можно представить в виде основных пяти групп:
1. Затраченные усилия – оценка использованных ресурсов, объемов и характера действий социальных работников, предпринятых для достижения целей. Сюда обычно входят рабочее время персонала, его деятельность, материальные и финансовые ресурсы, помещения, оборудование, вспомогательные средства и др.
2. Воздействие, влияние предоставленной социальной услуги – ее результаты с точки зрения широких социальных изменений в обществе. Дается ответ на вопрос, смогла ли деятельность социальных служб вызвать положительные изменения в отношении положения социально уязвимых групп населения, здесь рассматривается экономичность примененных методов.
3. Производительность – оценка методов и способов предоставления социальных услуг для нуждающихся в них групп населения. Цель оценки производительности труда заключается в определении насколько возможно было получить тот же конечный результат другими способами и с меньшими издержками. Этот вопрос обычно связан с проблемой оптимизации программы.
4. Степень воздействия социальной услуги, предоставленной учреждением социального обслуживания на конкретного клиента или достижения каких-то сдвигов, позволяющих судить о том, насколько удалось выполнить ее задачи. Для этого нужно выяснить, изменила ли проведенная социальная деятельность поведение клиента, и произошли ли эти изменения в ожидавшемся направлении.
5. Качество. Под критерием качества понимается соответствие всех элементов социальной работы профессиональным стандартам. Этот критерий предполагает суждения о компетентности, приемлемости услуг и способов их оказания.
|
|
СЛАЙД 5 Показатель − обобщенная характеристика свойств объекта или процесса[12];
Все показатели можно разделить на[13]:
− оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов той или иной деятельности;
− затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.
В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели[14]
СЛАЙД 6.
Абсолютные показатели – уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Например, абсолютными показателями являются оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная выручка, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный фонд, задолженность и др.
Относительные показатели определяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.
Структурные показатели – по расходам, капиталу, доходам – характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.
Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении.
Количественные показатели эффективности социальной работы определяют [15]:
− уровень доходов;
− занятость членов семьи;
− социально-бытовые условия;
− время ожидания услуги;
− время предоставления услуги;
− характеристики оборудования, инструментов, материалов;
− полнота услуги,
- количество обслуженных,
.
Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее - документы);
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы (далее - клиенты);
- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
СЛАЙД 7-12
1. Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:
1) стационарной;