Возникшее в коре головного мозга возбуждения распространяется на подкорку, где находятся центры физиологической деятельности организма – дыхательный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. При сильном испуге человек бледнеет, при смущении краснеет, дыхание ускоряется или замедляется, при испуге прерывается; при неприятных тревожных эмоциях появляется тяжесть в желудке; усиливается потоотделение при эмоциональном возбуждении; плач.
Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, страсть, стресс. Высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Внешнее выражение эмоций и чувств. Развитие эмоций и чувств у детей.
Эмоции (от лат. emovere - потрясаю, волную) - простое, непосредственное переживание в данный момент; это неравнодушное отношение к событиям жизни.
Чувство - более сложное, постоянное эмоциональное отношение человека к чему-то или кому-то.
|
|
Т.о. чувства и эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе.
Эмоциональные состояния – продолжительные, иногда устойчивые переживания (оптимистичность, грусть, печаль, подавленность, радость и др.).
Различают следующие эмоциональные состояния: настроение, аффект, страсть, стресс.
Настроение – длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние, которое может длиться неделями, месяцами.
У каждого человека есть общий, характерный именно для него тон обычного настроения (жизнерадостное, подавленное, мрачное, недовольное, оживленное).
Настроение не предметно, а личностно, это общее состояние, а не приуроченное к какому-то частному событию.
Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям.
Аффекты – бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека (сильный гнев, страх, радость и т.п.).
Человек как бы теряет власть над собой, не контролирует свои действия.
Аффект возникает внезапно, продолжается несколько минут, но оставляет после себя длительный след в виде общего нервного потрясения.
Главное в предупреждении аффективного состояния – чувство ответственности перед собой и окружающими людьми.
Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. Это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения.
Страсть выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Страсть своеобразно сочетает в себе активность и пассивность человека.
|
|
Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации.
Стресс возникает при необходимости принять быстрые и ответственные решения в экстремальных жизненных переживаниях (обида, угроза, разочарование, измена, опасность, катастрофа). Эти обстоятельтва требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил.
Умеренный стресс может быть полезен, если он даёт человеку силы для преодоления трудностей. Но, как правило, стресс вызывает неприятные чувства, оказывает вредное воздействие на психику и здоровье человека.
Высшие эмоции присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. К высшим чувствам относятся:
Нравственные чувства выражают отношение человека к людям, к обществу, самому себе; развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм (любовь, патриотизм, чувство долга, дружба, стыд, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, привязанность, уважение, презрение, признательность) | Интеллектуальные чувствасвязаны с познавательными процессами и творчеством (жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, удивление, сомнение, уверенность в суждениях, чувство юмора, ирония, сарказм) | Эстетические чувства - это чувство красивого и безобразно, чувство гармонии, это любовь к красоте. Источник – природа, произведения искусства, люди. |
Внешнее выражение эмоции находят в
1. Мимике - выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд, нахмуренные или поднятые брови.
2. Пантомимике - выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.).
3. Вокальной мимике - выражение эмоций в интонации и тембре голоса.
4. Произведениях искусства (музыка, живопись, скульптура, поэзия).