ШО:
Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в процессе различных видов деятельности - игры, учения, труда, общения. Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения с родителями, одноклассниками, положение в коллективе.
Младших школьников эмоциональны, впечатлительны. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Отношение ребенка к учителю, его оценки, его высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, его настроение, самооценку.
Положительное отношение, доверие к учителю создают благоприятный эмоциональный фон учения и вызывают желание заниматься учебной деятельностью, отрицательное отношение препятствует этому.
Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений. Отрицательные эмоции первоклассников могут закрепиться и перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и одноклассниками, что познавательные потребности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т.е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым как в своей семье, так и в школе.
ХГО:
Первые эмоции детей связаны с органическими потребностями: на боль реагируют гневом. В 1,5-2 года гнев сопровождается агрессией.
Порог переживаний эмоции гнева является наследственным. Очень рано у детей проявляется сочувствие и сострадание (в 2-3 года). Положительные эмоции у ребёнка развиваются постепенно, через игру. С формированием положительных и отрицательных эмоций у детей формируются нравственные чувства. Сначала они связаны с личными интересами самого ребёнка и других людей. Эстетические чувства формируются рано – занятия рисованием, пением, посещение театров, музеев, концертов.
В школе меняются жизненные ценности, появляются новые источники для чувств. Эмоции и чувства совершенствуются, благодаря чему происходит развитие личности.
Понятие о воле: общая характеристика воли, её физиологическая основа. Функция воли. Ступени волевого действия. Волевые качества личности, их характеристика: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность. Воспитание воли у школьников.
В основе всех психических процессов – активность человека (произвольная и непроизвольная).
Активность
произвольная - возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью, с сознательными усилиями (учим текст учебника, слушаем лекцию, производим математические вычисления) | непроизвольная - возникает без предварительного намерения человека, без сознательного усилия, вызывается какими-либо внешними причинами (смотрим фильм, повернулись на вспышку света) |
Произвольная активность лежит в основе волевых действий, которые осуществляются по собственному решению человека, являются осознанными и намеренными.
Функция воли – регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.
Если произвольное поведение осуществляется человеком по сильному устойчивому мотиву, то оно не нуждается в волевой регуляции. Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий при достижении цели требует волевого усилия.
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и в умении воздержаться от чего-либо.
В основе воли – осознанность, преднамеренность действий, мобилизация сил человека для удовлетворения потребностей.
Воля – это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.
Ф.О. воли – II c/c: речевые инструкции, словесные указания, которые исходят от других или от самого человека.