Проблема международной безопасности остро стоит в условиях современного мира. За период с 3500 г. до н. э. произошло более 1430 войн. И только 292 года люди жили без них. В этих войнах погибли миллионы людей (см. табл. 3.3).
Таблица 3.3
Количество погибших в военных конфликтах
XX в. | |||||
Исторические периоды | XVII в. | XVIII в. | XIX в. | Первая мировая война | Вторая мировая война |
Число погибших в военных действиях, млн чел. | 3,3 | 5,5 | 16,0 | 10,0 | 50,0 |
Сегодня международная напряженность в значительной мере обусловлена огромными запасами оружия массового поражения, большой численностью армий государств, значительным количеством людей, занятых на выполнении военных заказов, и рядом других причин.
Таким образом, проблема разоружения и предотвращения ядерной войны выделяется прежде всего в силу ее масштабности, объема вовлекаемых ресурсов, охвата практически всех стран мира.
К началу 1990-х гг. численность армий стран мира составляла почти 30 млц человек, непосредственно в военном производстве работало свыше 100 млн человек» на военные цели трудились до у4 научных работников мира.
|
|
В 90-х гг. XX в. разрушительная мощь мирового ядерного потенциала более чем в 100 раз превышала суммарную огневую мощность оружия, использованного все- ми воющими странами во Второй мировой войне.
Суммарные ежегодные военные расходы в мире достигли в 1990-х гг. примерно 1 трлн долл. По оценкам экспертов ООН, за последнее десятилетие XX в. затраты средств на продолжение гонки вооружений превзошли сумму материальных потерь человечества в результате Второй мировой войны.
Нетрудно представить себе, какие возможности возникают у мирового сообщества при направлении этих ресурсов на решение насущных, в том числе глобальных, проблем. Так, только отказ от гонки вооружений позволил бы за десятилетие экономить более 2 трлн долл.
Однако в связи с исчезновением противостояния двух систем, создававшего почву для гонки вооружений, глобальный характер проблемы войны и мира не преодолен, ибо появились новые подпитывающие ее факторы.
Это прежде всего усиление политической и социально-экономической нестабильности во многих регионах и в целом в мире, в частности:
- односторонние действия США как единственной сверхдержавы;
- расширение региональных и локальных конфликтов, провоцирующих внешнее вмешательство, в том числе с применением военной силы.
Глобальное противостояние сменилось множеством локальных конфликтов, основанных на территориальных, этнических, религиозных и прочих факторах. Последние несут в себе потенциальную возможность эскалации и глобализации. Появились новые ядерные (Индия, Пакистан) и околоядерные (ЮАР, Израиль, Корея, Бразилия, Аргентина и проч.) государства.
|
|
Только за последнее десятилетие XX в. и в современных условиях произошла целая серия локальных военных конфликтов: война Ирака и Кувейта (1991 г.), военные действия НАТО в Югославии (1999 г.), приведшие к распаду страны, война США, Англии, Испании против Ирака (2003 г.), военное противостояние Индии и Пакистана. Это подталкивает многие страны к поддержанию военного потенциала, сохранению объемов военных расходов и даже к их увеличению. А ведь Первая и Вторая мировые войны тоже начались с локальных конфликтов.
Изменение политической обстановки в мире, начавшееся в конце XX в., нашло отражение в заключении целой серии договоров и соглашений в военной и военнополитической областях о сокращении вооруженных сил и вооружений, расходов на них, почти двукратном сокращении торговли оружием.
Во многих странах начался процесс конверсии военного производства. Но последняя оказалась весьма дорогим в экономическом отношении (высокие затраты на изменение структуры национальной экономики и переналадку специфического оборудования) и социальном (массовое высвобождение высококвалифицированных работников оборонных отраслей и сокращение численности вооруженных сил, необходимость переквалификации кадров, перемещения трудовых ресурсов и т. п.) мероприятием. По некоторым расчетам, расходы на конверсию превысили расходы на гонку вооружений.
Часто разоружение и сокращение военного производства не приводят к высвобождению средств, а требуют даже дополнительных материальных и финансовых ресурсов, что в определенной мере тормозит данные процессы.
В последнее время в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений, превратилась проблема международного терроризма.
Многие развивающиеся страны НТП обходит стороной. Все это формирует негативное отношение к существующему в мире порядку, требование перераспределения, уравниловки, установления «нового международного экономического порядка», стремление проникнуть в «клуб ядерных держав».
Международный терроризм получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и в наиболее развитых государствах (США и Западная Европа). Поэтому он представляет собой серьезную угрозу для безопасности не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей.
Для борьбы с международным терроризмом недостаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Его преодоление требует коллективных усилий большинства стран и народов на нашей планете, всего мирового сообщества. Тем более что все более явной и наглядной становится связь современного международного терроризма с другими глобальными проблемами современности.
Решение проблем международной безопасности должно осуществляться как на глобальном, так и на национальном уровне.
На глобальном уровне это возможно на основе:
- решений Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН;
- двух- и многосторонних соглашений о запрещении испытаний, производства и использования оружия массового поражения и средств по его доставке;
- создания и использования международных вооруженных сил под эгидой ООН;
- организации международных полицейских сил для урегулирования локальных социальных и национальных конфликтов;
- конвенций по борьбе с международным терроризмом;
|
|
- организации всемирного антикриминального и антитеррористического форума и международного антитеррористического центра в рамках ООН с приданием последнему мобильных сил быстрого реагирования.
На национальном уровне для борьбы с терроризмом необходимо:
-разработать законодательные акты, регулирующие пути решения этой проблемы;
-создать при высших военных учебных заведениях специальные кафедрЬ1 и учебные курсы по борьбе с терроризмом.