1.социальное бытие науки как предмет философии науки.
2.социальная обусловленность научного знания. Социология науки.
3.наука как социальный институт. Институциональная социология науки.
4.взаимосвязь науки и общества в современном мире.
Марксизм –социальная философия. Но в понимании науки такая позиция: признавалось влияние науки на общественную жизнь, а зависимость науки от социума проговаривалась только тезисна, исследований на этот счет не было. Наука рассматривалась как одна из форм общественного сознания наряду с другими, как надстроечное явление от базиса.
Та модель, которую выстраивают философы – нереальна, не учтен социальный контекст. Лакатос – социолог науки неспособны понять, что все внешние факторы по отношении к науке можно рассматривать как рациональные.
Поппер тоже критически оценивает социологию науки. Возродил социологию науки Т. Кун. Главные понятия – парадигма и научное сообществог.
Экстернализм.
Мертон – работы по социологии науки. Разный социальный порядок, который существует в стране влияет на науку. Там, где автономия уничтожается – это тоталитарные режимы, почва для антиинтеллектуализма, т к значимостью обладают прикладные исследования, а не фундаментальные. Финансируются только быстродействубщие прикладные проекты. Государство задает критерии научности. Это оборацивается национализмом, когда есть арийская и еврейская физика. Мертон разрабатывает этос науки: соц институт науки регламентируется не правовыми, а этическими нормами. Этос – это негласные правила, присутствующие в научном сообществе: бескорыстие, универсализм, организованный скептицизм. Всякое научное открытие надо выводить в свет. Нацеленность на получение нового результата. Организ скептицизм – ученый только тот, кто всегда в себе сомневается, самокритика.
Шелер, Манхейм, Дюркгейм.
Наука приобретает социальные характеристики, которые становятся чертами бытия науки.